Главные вкладки

    конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Гуменнова Елена Васильевна

    Конспект занятия. Подготовительная группа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

    «Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.»

    Задачи. Уточнить и обобщить знания о семье. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Познакомить детей с историей имен; воспитывать уважение к имени другого человека. Дать представление о происхождении фамилии. Воспитьшать интерес к прошлому. Развивать связную речь, познавательный интерес и логическое мышление.

    Словарная работа: сирота, полководец, святцы.

    Материал: фотографии семей, репродукции:

    Ход занятия

    Воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям картин и фотографиям с изображением семей.

    Воспитатель. Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (На этих картинах изображены семьи.) Картины ведь такие разные. (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

    Как вы думаете: что такое семья? (Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

    Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня,

    Мама с папой - моя родня,                                                                

    Нет роднее родни у меня.

    И сестренка родня, и братишка,

    И щенок лопоухий Тишка.

    Я родных своих очень люблю,

    Скоро всем подарки куплю.

    Папе будет моторная лодка,

    Маме в кухню - волшебная щетка,

    Молоток настоящий - братишке,

     Мяч - сестренке, конфета - Тишке,

    А еще есть друг у меня,

    Друг Сережка мне тоже родня,

    Я к нему прибегаю с утра,

    Без него мне игра не игра,

    Все секреты ему говорю,

    Все на свете ему подарю.

    Я. Аким.

    Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь - я.

     Как вы думаете , что это значит? Это значит , что вы повторяетесь в родной семье семь раз.

    На самом деле, приглядитесь внимательнее к своим родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

    На кого из родных вы похожи?

    На кого похожи по характеру?

    Ребята, представьте, что произошло в семье счастливое событие - родился малыш! В доме царит радостная суматоха: скоро маму с крошечным ребенком выпишут из родильного дома, нужно все приготовить к их приходу, чтобы малыш чувствовал себя хорошо и уютно в семье. Папа сделал ремонт, купил кроватку и коляску. Бабушка привезла большущий сверток с приданым для малютки - пеленками, распашонками, чепчиками. Дедушка позаботился о сосках, бутылочках, ванночке для купания.

    Но в жизни, к сожалению, порой случается и по-другому.

    Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

    Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

    Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи, воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

    Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети приобретают новую семью.

    Итак, появился малыш. Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя великого полководца. Наконец на семейном совете решили назвать Сергеем.

    А как выбирали имена в старину?

    До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда, Вера Владимир, Владислав, Любомир, Ярополк, Людмила. Имена которые оканчивались на -слав, -мир, -полк, давали только знатным людям -князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

    Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. Например, если девочка появилась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна.

    Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение.

    Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно обозначает?

    Александр - мужественный защитник

    Анна - благодать

    Андрей - храбрый

    Елена - Светлая, сияющая

    Ирина несущая мир

    Николай - победитель

    Софья - премудрая

    Татьяна -устроительница

    Юлия - пушистая, волнистая

    Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.

    Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

    Малышей часто называют ласкательными именами - Танюша, Андрюша, Викуля, Данилка, Степашечка.

    Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей.

    Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

    Через несколько дней после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.

    Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша - Владимирович. Когда он вьфастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

    Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?

    Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию человека давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику - Плотников.

    Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из мультфильма «Простоквашино»?

    Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Федотов произошли от имен Иван, Петр, Федот. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб.

    Вы знаете какие?

    Зайцев, Медведев, Волков, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов.

    А когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.

    О каких правах ребенка вы сегодня узнали?

    Об остальных правах мы поговорим на следующих занятиях.

    Дидактические игры:

    «Собери цветок»

    «Четвертый лишний»

    «Измени имя»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

    Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

    конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

    Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

    Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребёнка жить и воспитываться в семье ".

    Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о своих близки...

    Конспект занятия по правовому воспитатнию «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

    Познакомить воспитанников с понятием семья; закрепить представление о родственных связях, о благополучной дружной семье; формировать заботливое, уважительное отношение к близким, родным людям....

    Право ребенка на имя,отчество и фамилию

    Материал для оформления родительского уголка....

    Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек семьей»

    Уважаемые коллеги предлогаю вашему вниманию конспектзанятия по правам ребенка.Целью занятия является формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, воспитывать желание заботитьс...