Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности "Право ребенка жить в семье"
    план-конспект на тему

    Ковалева Наталия  Ивановна

    --

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravo_rebenka_zhit_v_seme.docx21.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Право ребёнка жить в семье».

    Ковалева Н.И., воспитатель

    МБДОУ «Детский сад

    общеразвивающего вида № 141»

    города Воронеж Воронежской области

    Цель:

    1. уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

    2. Познакомить детей с генеалогическим древом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

    3. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

    4. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, фамилия.

    5.Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).

    6.Активизировать словарную работу с детьми (Генеалогическое древо, родословная, фамилия семья, семейная реликвия)

    7.Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

    Оборудование:

    Плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии, куклы, книга «Тайна имени», семейные реликвии.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент

    Игра "Дин-дон" (воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)

    Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.

    Ну, а наша детвора начала игру в слова.

    Раз, два, три, не зевай, имена называй:

    Как зовут котенка? ки-кис-кис

    Как зовут цыпленка? цып-цып-цып

    Ну, а как ребёнка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена) .

    (звучит плач ребёнка).

    2.Основная часть

    -Как вы думаете, кто это плачет? (маленький ребенок)

    Да, это родился ребенок. С таким плачем рождаются все дети.

    (Берет куклу на руки)

    А что это у них на руке? (воспитатель обращает внимание на руки кукол, где прикреплены бирочки с указанием даты рождения)

    Как вы считаете, зачем нужна такая бирочка? (чтобы не перепутать детей)

    Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень сложно, имен у них нет, есть только бирки с цифрами.

    Когда вы родились, у вас тоже были такие. Вам бы понравилось, если бы вас называли числом, которое было написано  на бирке? (нет) А  как бы вы хотели чтобы вас называли? (по имени)

    Каждый ребёнок со дня рождения  имеет право на имя. И у каждого оно есть.

    Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные – Чернава.

    А если ребенок много плакал, как могли его назвать?

    А если ребёнок быстро бегал?

    А ещё знаю, что звали Пискун, Прыгунок.

    Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)

    А кто выбирает имена детям? (родители)

    Ребята, обратите внимание на  интересную книгу. А называется она «Тайна имени». Как вы думаете, что там может быть написано?(ответы детей). А вы знаете, что означают ваши имена?

    (По очереди воспитатель спрашивает детей) Вася, что означает твое имя?..и т.д.

    А мое имя означает……..

    У нас сегодня две Насти. Как мы их различаем? (По фамилии)

    А вот как появилась фамилия, на то есть своя история

    Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать, друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии.

    Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное - Гончаровы.

    А вы знаете, что слово «фамилия» в переводе с латыни означает семья. Каждый ребенок имеет право на семью. А, что такое семья? (Семья – это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге) А я хочу добавить, что..

    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному невозможно!

    Что же за семья живет у меня в квартире? (Дети встали в круг)

    Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)

    Всех могу пересчитать (шагают)

    Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)

    Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)

    Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)

    Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)

    История каждой семьи интересна и уникальна.

    Во многих семьях есть свои семейные памятные вещи, которые передаются из поколения в поколение по наследству, а сегодня они находятся в нашем музее, давайте их рассмотрим. Вот такие памятные  вещи называют реликвиями.

    Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево. (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

    Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)

    Это генеалогическое древо. Оно помогает нам увидеть состав  семьи, ее историю или нашу родословную.

    На самом верху генеалогического древа расположены наши предки бабушки и дедушки. На нижних ветках наши родители. В середине ствола - дети.

    Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)

    Кто  для нас мамы  и папы? (родители) А кто вы для бабушек и дедушек? (внуки)

    Генеалогическое древо может составить каждый из вас, и сейчас мы с вами это попробуем сделать. Давайте пройдем за столы и  наклеим фотографии родственников на деревья. (дети  выполняют работу – наклеивают  фото на карточки с генеалогическими  деревьями)

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    3.Итог

    Что интересного мы узнали на экскурсии?

    Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

    Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

    Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

    Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

    Право ребенка жить в семье на основе сказки «Заюшкина избушка»

    Задачи:Познакомить детей с некоторыми правами и обязанностями жизни в семье;совершенствовать математические способности;развить внимание, память, зрительное восприятие;воспитывать доброжелательное отн...

    Конспект "Право ребенка жить в семье"

    Цель:Гражданско - правовое воспитание дошкольниковЗадачи:Образовательные:1.Сформировать представление о защите прав ребенка членами его семьи2.Закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не ...

    Конспект занятия по правовому воспитанию в разновозрастной группе в рамках программы «Дорога к дому» «Право ребенка жить в семье»

    Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.Задачи:·         дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепит...

    Конспект беседы «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

    В данном конспекте разработан и предоставлен интересный материал беседы по провам ребенка....