Ребенок дошкольного возраста как субъект детских видов деятельности.
статья

Филиппова Олеся Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок дошкольного возраста как субъект детских видов деятельности.

  1. Понятие субъект.
  2. Характеристики субъекта
  3. Чем характеризуется ребенок как субъект
  4. Лично-деятельностный подход
  5. Концепция целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности  

1

Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. С. есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Общая психология. Словарь

2

Характеристики субъекта:

  1. S.  всегда расположен с объектом. (S. – ребенок, О. – предмет)
  2. S. всегда является общественной категорией и расположен в общественных рамкам (не возможен без общества)
  3. S. – сознательно действующий.
  4. Все действия S-та являются с одной стороны индивидными,  с другой направлены на изменение окружающей деятельности.
  5. S- та определяет активность и пристрастность.
  6. S. включает в себя целый набор психических характеристик, которые разделяются на индивидные, личностные и субъект-деятельностные.

В образоват. процессе существует собирательное понятие – S. образовательного процесса, S ученический + S учителя = S образовательного процесса. Цель: передача опыта и качественный прием этого опыта.

3

Чем характеризуется ребенок как субъект:

  1. интерес к деятельности
  2. избирательное отношение к деятельности
  3. проявление инициативности деятельности.
  4. самостоятельность и творчество в деятельности
  5. эмоционально-положительное отношение к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

4

Лично-деятельностный подход.

Психологи, которые заложили основы этого подхода – Л. С. Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Ананьев.

В основе лично-деятельностного подхода лежит субъект-субъектная схема взаимодействия. Изменились позиции ученика и учителя. S-S отношения – равноправные отношения. Учитель выполняет функцию регулятора.

Личностный компонент включает:

в центре находится сам обучающийся и пед. процесс выстраивается в зависимости от интересов, направленности, ценностных ориентаций, познавательных потребностей самого ученика.

Деятельностный компонент – определенная система взаимодействия с окружающим миром (характеризируется мотивированностью, предметностью, целеположенностью, осознанностью).

5

Концепция целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.

Предложили данную концепцию: В. И. Логинова, М. В. Крулехт, А. Г. Гогоберидзе.

Ребенок – субъект, источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Рассматривая ребенка как субъекта М. В. Крулехт разработала модель целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности. Согласно теории ребенок дошкольного возраста развивается как индивидуальность.  Интеграция свойств ребенка как индивида, личности, субъекта деятельности. В любой деятельности ребенок проявляет индивидные особенности - темперамент, пол.  Личностные особенности – интерес, отношения, которые складываются со сверстниками, проявление самостоятельности.

Субъектные проявления ребенка -  инициативность, творчество.

Эти свойства рассматриваются совокупно, ребенок рассматривается как индивидуальность.

М. В. Крулехт рассматривала ребенка как субъекта трудовой деятельности.

Выделяет понятие игра-труд – уникальный синтез детск. игровой и трудовой деят-ти. Главное приобретение ребенка – самостоятельность и возможность проявления индивидуальности в повседневной жизни детского сада и семьи.

Этапы развития деятельности игра- труд:

1 блок знаний – овладение базовым уровнем знаний о труд деятельности и отдельных трудовых процессах.

2–й содержательный уровень – овладение системными знаниями о профессиях, которые представлены в детском саду и непосредственно направлены на заботу о детях.

3 блок умений -  третий операционный уровень – освоение детьми целостных трудовых процессов (стирка, глажение кукольной одежды)

4-й трансформационный уровень освоения деятельности без вмешательства со стороны взрослых.

Источники:

Лекции по дошкольной педагогике, по пед. психологии.

Статья М. В. Крулехт «Проблема целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности» Педагогика детства: Петербургская научная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Развитие мелкой моторики рук имеет важное  значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Подборка упражнений для кистей рук....

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения

Каждый воспитатель обязан помнить, что ребенок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучение, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить -  не навреди! Бойся помешать...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

План самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через занятия продуктивными видами деятельности»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта....

Опыт работы." Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности."

Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности....