консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
консультация на тему

Ильинская Татьяна Александровна

Развитие мелкой моторики рук имеет важное  значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Подборка упражнений для кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_dlya_sayta.docx826.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ильинская Татьяна Александровна

консультация  для  родителей

 «РАЗВИТИЕ МЕЛКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В.А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, в  том числе, утверждают, что  уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность: освоение ребенком изобразительных, музыкально-исполнительных, развития первоначальных навыков письма, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком,   и др.  Если  движение рук ребенка будут носить осмысленный характер и  станут своеобразными орудиями детского воображения, то развивающий  потенциал может быть реализован  достаточно. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека  центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а,  следовательно, и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей.

        Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие,  воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук  является  использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Если вовремя не позаботиться о том, чтобы ребенок начал правильно захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности.
Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики существенно влияет на формирование многих психических функций. Таким образом, отставание в развитии детей младшего дошкольного возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.
От того, насколько ловко ребенок  научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Таким  образом, развитие мелкомоторной функции детей является очень важным аспектом умственного и психического развития старших дошкольников.

Памятка для родителей.

Желательно  ежедневно делать какие-либо упражнения:

•        Сжать руку в кулак.

•        Соединить большой и указательный пальцы.

•        Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.

•        Сжать кулак и вытянуть мизинец, или указательный палец и мизинец.

•        Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой руки на раздвинутые средний и указательный пальцы левой руки (и наоборот).

•        Скрестить  средний и указательный пальцы обеих рук.

•        Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльными сторонами кистей внутрь.

•        То же самое – ладонями внутрь.

•        Поставить кулак одной  руки  на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обоих указательных пальцев.

•        Постукивать по столу пальцами рук.

•        Складывать по образцу из цветных счетных палочек различные фигурки.

•        Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

•        Наматывать тонкую цветную проволоку на катушку, на собственный палец.

•        Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

•        Шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

•        Работа с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

План самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через занятия продуктивными видами деятельности»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"

Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы ...

Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...