Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы детей (память,мышление,воображение,речь ),формировать волевые навыки, развивать умение работать в коллективе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста" | 599.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности»
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности»
По срокам: долгосрочный: 2 года.
По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность проекта
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быт сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.
Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
- Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
- Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
- Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Цель проекта: создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- Формировать волевые навыки:
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Формировать положительные эмоции.
Данный проект рассчитан на два года и охватывает детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мелкая моторика рук.
Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на развитие мелкой моторики рук.
Описание проекта
Особенность развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3г.)
В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
- нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
- игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
- строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
- лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
- занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
- игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)
В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
- игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
- работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
- аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
- рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
- физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
- мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
- конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
- прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Массаж кистей рук и пальцев;
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
- Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
- Лепка, аппликация, рисование;
- Раскрашивание ;
- Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
- Конструирование из лего-конструктора;
- Конструирование из бумаги;
- Конструирование из природного материала;
- Графические упражнения, штриховки;
- Собирание конструкторов и мозаик;
Театральная деятельность
- Показ разных видов театра
Существуют средства развития мелкой моторики рук:
Методическое и материальное обеспечение проекта
Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми.
В первую очередь необходимо подготовить:
- Дидактические игры со шнуровкой;
- Пальчиковые игры;
- Книжки-раскраски;
- Шипованные (массажные) мячики;
- Разные виды конструктора.
Следует изготовить разные виды театра: театр «топотушки», пальчиковый театр, театр на палочке.
Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин, соленое тесто, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки.
Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, трубочки из-под сока.
Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений, художественных произведений для показа театра, комплексы самомассажа.
Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо подобрать ряд психолого-педагогической литературы:
Целевая группа: дети старшего возраста (5-7л.)
Исполнители: воспитатель, педагоги.
Партнеры: Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками .
Этапы работы по проекту:
Подготовительный этап: подготовительный с 01.09.2013г. по 31.12.2013г.
- Изучение методической литературы по данному вопросу;
- Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
- Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук;
- Создание предметно-развивающей среды (создание Центра «Познавай-ка» и насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
- Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
Основной этап: деятельностный с 01.02.2014г. по 01.05.2015г.
- Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
- Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, творческих альбомов;
- Оформление выставок.
Заключительный: итоговый с 02.05. 2015г. по 31.08.2015г.
- Подведение итогов по реализации проекту;
- Представление опыта педагогической общественности;
- Публикация материалов;
- Участие в конкурсах;
- Выступление на методических мероприятиях, проводимых в МБОУ СШ №12.
Ожидаемые результаты
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития мелкой моторики;
- Развита мелкая моторика рук;
- Развиты психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- Сформированы волевые навыки:
- Воспитано умение работать в коллективе;
- Развита эмоциональная сторона ребенка;
Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук
2013-2014г.
месяц | № | Тематика работы |
Январь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Февраль | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
март | 1 |
|
2 |
| |
3 |
Создание объемных фруктов. | |
4 |
| |
Апрель | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
май | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
|
Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук
2013-2014г.
месяц | № | Тематика работы |
сентябрь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
октябрь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Ноябрь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Декабрь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Январь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Февраль | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
март | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Апрель | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
май | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
|
План работы с родителями на 2013-2015г.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2013-2014г |
| Январь Февраль Март Апрель Май |
2014-2015г. |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель |
План работы с воспитателями на 2013-2015г.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2013-2014г |
| Ноябрь Февраль Март Апрель
|
2014-2015г. |
| Сентябрь Декабрь Январь Апрель |
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы определить уровень развития мелкой моторики, проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых определяется уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.
- Упражнения для 3–4 лет.
- Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
- Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
- Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
- Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
- Упражнения для 4–5 лет.
- Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
- Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
- Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
- Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
- Упражнения для 5–7 лет.
- Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
- На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
- Вырезать из квадрата круг.
- Вырезать и наклеить изображения.
- Воспроизвести пальчиковую игру.
- Заштриховать изображение.
- Сложить бумагу пополам, гармошкой, по диагонали.
- Выложить изображение из крупы, семян.
Заключение
Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики руки.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.
На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности
Использованная литература
- http://zhdumalisha.ru/rebenok/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html#i Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
- http://fb.ru/article/164137/vidyi-detskoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-igra-kak-veduschiy-vid-deyatelnosti Виды детской деятельности в детском саду. Игра как ведущий вид деятельности.
http://vospitateljam.ru/opyt-raboty-po-razvitiyu-melkoj-motoriki-u-detej-s-onr-ispolzovanie-netradicionnyx-priemov-razvitiya-melkoj-motoriki/tp://vospitateljam.ru/opyt-raboty-po-razvitiyu-melkoj-motoriki-u-detej-s-onr-ispolzovanie. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. (Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики)