Адаптация детей в раннем возрасте в условиях ДОУ
консультация (младшая группа)

Ахтамуллина Гульсум Махасимовна

 

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya1.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

В качестве профилактики трудной адаптации ребенка к условиям детского сада родители могут предусмотреть ряд мероприятий. В первую очередь сами взрослые должны выбрать тот детский сад, который произведет на них благоприятное впечатление, составить себе представление о педагогическом коллективе, руководстве детского сада, а также познакомиться с будущими педагогами-воспитателями ребенка. Далее, начать постепенно приучать ребенка к необходимости посещения им детского сада: сначала показать ребенку его садик, затем привести его туда на очень короткое время (по договоренности с воспитателем), затем увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. Родительское внимательное отношение к ребенку и терпеливое преодоление вместе с ним переходного периода из семьи в общество способствуют легкой адаптации ребенка к новым социальным условиям.
Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации.
    В случае недостаточности профилактических методов дезадаптации, при появлении симптомов трудной адаптации, необходимы действия по их преодолению. С целью преодоления трудной адаптации необходимо:
 1. Тесное сотрудничество педагогов–воспитателей с родителями каждого ребенка, обсуждение причин затянувшегося периода адаптации ребенка к новым условиям и действий, направленных на помощь ребенку в преодолении симптомов дезадаптпции.
 2. Коррекционно-развивающие занятия педагогов – воспитателей с детьми: а). Индивидуальные занятия. Например, на индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад.
б). Групповые занятия:
 - используются игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками.

 3. Индивидуальная работа психолога с ребенком, направленная на коррекцию психического состояния ребенка, стабилизацию его эмоциональной сферы, преодолению страхов, повышению самооценки. Цель работы – укрепление (или выращивание) психических структур, необходимых для адаптации ребенка к новым социальным условия.
 4. Работа психолога с родителями ребенка, направленная на прояснение причин возникновения дезадаптации, выявление наличия факторов, способствующих возникновению симптомов, и коррекцию детско-родительских (или семейных) отношений.
Итак, совместная помощь всех взрослых, окружающих ребенка – родителей, педагогов-воспитателей, психологов, делает возможным быструю и наиболее безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР К. ФОПЕЛЯ"

Статья посвящена проблеме адаптации детей старшего дошкольного возраста С ТНР к условиям ДОУ, новой группы. Определены условия, необходимые для успешной адаптации....

Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.

В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи....

Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста за 2017-2018 учебный год к условиям дошкольного учреждения группа «Гномики».

Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста за 2017-2018 учебный год к условиям дошкольного учреждения группа «гномики».Воспитатель: Шишкина Ирина Сергеевна.С приходом в д...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

24.05.2023 г. Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста «Муравьишки» за 2022-2023 учеб.год к условиям дошк.учрежд.

24.05.2023 г. Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста «Муравьишки» за 2022-2023 учеб.год к условиям дошк.учрежд.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28391042"...

Проект по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Первый раз в детский сад»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста...