Консультация для педагогов на тему: «Технологии позитивной социализации»
консультация

Тюркина Анна Сергеевна

Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете ДОУ

на тему: «Технологии позитивной социализации»

17.02.2021 г.

Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников.

Сегодня я хочу познакомить вас с педагогическими технологиями, которые направлены на создание условий эффективной коммуникации и социализации детей.

Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

1. Одна из технологий позитивной социализации – «Открой себя».

Технология базируется на основе парциальной программы «Открой себя» (автор Е.В.Рылеева), которая предназначена для работы с детьми 2-6 лет и направлена на развитие  нравственного потенциала и развитие навыков межличностного  взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Использование в своей работе педагогической технологии «Открой себя» решает широкий круг задач:

  • способствует развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации детей;
  • воспитывает у дошкольников умение адекватно реагировать в жизненных ситуациях, развивает эмоциональную произвольность;
  • знакомит детей с характеристикой эмоциональных состояний (радость, грусть, доброта, злость, гнев, упрямство),  соотносит их с конкретной ситуацией;
  • развивает творческие способности и совершенствует познавательные процессы.

 Методы  и приемы, лежащие в основе технологии:

  • психогимнастика, предполагает адекватное ролевое формирование эмоциональной децентрации и произвольного развития у дошкольников, а также регуляция поведения;
  • элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов);
  • эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами – мимикой, пантомимикой);
  • эмоционально – символические  (превращение образов фантазии в рисунки);
  • элементы мнемотехники, предполагает зарисовывание пиктограмм эмоциональных состояний;
  • коммуникативные игры;
  • релаксационные методы: использование упражнений, основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации;
  • наблюдение за эмоциональным фоном, выраженностью эмоций;
  • беседа, выявляющая осознание и понимание детьми своих эмоциональных состояний.

Сфера применения: в различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе НОД), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы и др.

Ожидаемый результат реализации педагогической технологии «Открой себя»:

  • нормализация самооценки;
  • формирование умения соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими;
  • выработка умения руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни;
  • конструктивное управление собственным поведением;
  • развитие творческих способностей и познавательных процессов у детей.

2. Следующая технология позитивной социализации – «Воспитание чувств» направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей:

  • преодоление детских страхов;
  • воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения;
  • развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству;
  • формирование умения справляться со своей агрессией;
  • развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.

Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки.

Использование технологии выполняет функции:

-      коммуникативную: освоение диалектики общения;

-      самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Сфера применения: дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность.

Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.

К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования дидактической сказки, относятся:

  • поэтапное использование в работе с детьми;
  • учёт возрастных возможностей детей;
  • грамотное руководство педагога в процессе работы со сказкой;
  • обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей;
  • личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям;
  • обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам жизни и актуальность сказки;
  • готовность педагога к доверительному общению с детьми;
  • побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору;
  • формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия;
  • рефлексия субъектами деятельности полученных результатов.

Создается дидактическая сказка по алгоритму:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т. д., стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т. д.).

3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

Обязательное условие для создания сказки – внесение в нее проблемного элемента. Дети предлагают решения, как «сгладить» или изменить сложившуюся ситуацию.

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха.

Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.

Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.

Таким образом, педагогические технологии позитивной социализации позволяют педагогам сочетать традиционные и инновационные подходы к организации образовательного процесса, традиционные и новые дидактические и игровые средства в работе с детьми.

H:\АТТЕСТАЦИЯ 2022\Конспекты занятий, консультаций, мастерклассы выступления\Педтехнологии фото с консультации.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»

Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....

Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"

Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....

Консультация для педагогов на тему: «Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ»

        На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков пр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

Консультация для педагогов по теме: «Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС»

В консультации представлен метод проектов в работе с дошкольниками сегодня. Это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного...

Консультация для педагогов на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»

Консультация для педагогов " Технология ТРИЗ в детском саду"...

Консультация для педагогов на тему: Технология «Сторисек» как эффективное средство развития ребенка

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...