Сценарий казачьего праздника ,,Как казачата встречали осень на Дону с эколятами'' в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Елена Ивановна Самсонова
Необычный, современный, интересный, веселый сценарий праздника, наполнен новыми песнями, играми и танцами.Казачата особенно радуются , когда приходят эколята-защитники природы донского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий казачьего праздника  «Как казачата встречали осень на Дону с эколятами» в старшей группе.

Автор: музыкальный руководитель высшей квалификационной категори: Самсонова Е.И.

Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик», р.п. Усть-Донецкий, Ростовская область

Действующие лица (взрослые персонажи): ведущая 1, ведущая 2 в казачьем костюме, Осень, Атаман Донской Григорий Ростовский, конь Буран, Шалун, Елочка.

 Необходимые атрибуты: кони (на палочках), шашки, шали, папаха, флаг Ростовской области, контейнер синий,  контейнер серый, мусор (пустые пластиковые бутылки, пластиковые стаканчики из-под йогурта, бумажки, муляжи фруктов и овощей, арбуза, дыни), два ведра с семенами каштанов и желудей, 2 обруча.

 Дата проведения:  октябрь 2022 года

Цель: создание условий для    воспитания   духовно-нравственной личности дошкольников через приобщение  к  русской национальной   культуре (казачеству), повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном воздействии человека с природой.

Задачи:

образовательные:

-обогащение  и систематизация  знаний детей о казачестве;

-мотивация деятельности в природоохранных мероприятиях, пропаганда экологических идей;

-знакомство и закрепление диалектных слов;

развивающие:

развитие познавательно-исследовательской, творческой активности детей;

-развитие  творческого воображения, памяти, внимания, речи;

-формирование самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности;

-совершенствование музыкально - ритмических навыков  детей через хороводы, танцы, игры;

- закрепление  вокально-хоровых навыков в процессе группового пения;

воспитательные:

-воспитание бережного отношения к природе и уважения  к традициям и обычаям малой родины - донского края.

Интеграция с образовательными областями:

-Физическое развитие

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

Ход мероприятия:

Дети входят в зал с танцевальной композицией «Засвистали казаченьки», по окончании становятся на полукруг, руки на поясе, правую ногу выставляют вперед. Ведущие в казачьих костюмах становятся по краям.

Ведущие вместе:

Здорово дневали, казачата дорогие!

Дети: Слава Богу!

Ведущая 2:

Внимание! Внимание! Внимание!

Начинается  веселое гуляние!

Казачата  собираются -

Праздник Осень на Дону  начинается!

Ведущая 1:

Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила,

Чтоб никто не опоздал-

Осень попросила.

1ребенок:  

Всюду ходит-бродит осень,

 Вот листву и тополь сбросил.

 2ребенок:  

Посмотрите - у рябинки покраснели щечки,

 На дорожку полетели желтые листочки.

3ребенок:

Осень золотая бродит по дорожкам.

Желтые сапожки у нее на ножках.

4ребенок:

Тихо ходит осень по полям и нивам

Урожай отличный осень уродила.

5ребенок:

Посмотри, листва оделась

В золотой наряд-

6ребенок:

Это осень нарядила

Наш любимый детский сад!

Ведущая 1: А  где же осень? Вдруг она забыла к нам  дорогу?                                                  Ведущая 2: Или с делами может быть замешкалась немного? А давайте ее все хором позовем:

Хором: Осень, осень, в гости просим!

Звучит вальс. Выходит Осень, на подносе каравай,  танцует по кругу, кружится.

Осень: 

Я Осень урожайная,

 Я - Осень золотая

По всей России – матушке,

 Как ветер, я летаю.

 И на  Дону листья желтые

 С деревьев я срываю.

На Дону я казачат встречаю

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Примите от меня гостинец!

Осень кланяется, отдает ведущей 1.

Ведущая 1:

Спасибо, красавица Осень, мы с казачатами этот каравай после праздника с удовольствием съедим.

Ведущая 2:

На Дону говорят: «Хлеб всему голова».

А еще что на Дону говорят, расскажите, казачата? Я начну, а вы заканчивайте.

Словесная игра «Доскажи донскую пословицу»

Ведущая 1: Плох обед….                        коли хлеба нет.

Ведущая 2: Кто не работает…..             тот не ест.

Ведущая 1: Делу время….                      потехе час.

Ведущая 2: На Дону хлеб трудом добывают…… и родину любить не забывают.

Осень:  

Молодцы, удивили, развеселили.

Ну а теперь я вас повеселю.

На празднике моем прошу вас не скучать,

Всем дружно петь и танцевать!

В  хоровод скорей вставайте,

Меня пригласить не забывайте!

 Дети под музыку становятся в круг вокруг Осени.

Общий хоровод «Осень в золотой косынке» (сл. и муз. Н.П. Бобковой)

1куплет        

Осень в золотой косынке приглашает нас гулять

Шлепать весело по лужам и листочки собирать

Припев:

Прыг, скок, прыг, скок, перепрыгни лужицу

А вокруг, а вокруг листики закружатся

2куплет.

Погуляем по дорожкам, много листьев наберем

И красивые букеты нашим мамам принесем

Припев:

Прыг, скок, прыг, скок, перепрыгни лужицу

А вокруг, а вокруг листики закружатся

3куплет.

Не пугай подружка-осень нас ни ветром, ни дождем

Долго мы скучать не будем, все равно гулять пойдем.

Припев:

Прыг, скок, прыг, скок, перепрыгни лужицу

А вокруг, а вокруг листики закружатся

Дети после хоровода проходят на лавочки.

Осень: Спасибо, казачата вам за то, что повеселили, да только мне пора в лес возвращаться, потому что мне  еще зеленые листики желтой краской покрасить надо. До свидания.

Звучит вальс. Уходит Осень.

Под гимн казаков Ростовской области входит Атаман Донской Григорий Ростовский с конем Бураном и флагом Ростовской области.

Атаман Григорий: Здорово дневали, казачата!

Дети: Слава Богу!

Атаман Григорий: Ух, какие красивые да молодые казачки! А казачата в штанах с красными лампасами! Видно на праздник нарядились! Я Атаман Донской Григорий Ростовский.

А куда это я попал со своим конем Бураном?

Ведущая 1: Казачата, расскажите, как поселок наш называется?

(ожидаемый ответ: поселок Усть-Донецкий)

Ведущая 2: А в какой  области мы живем?

 (ожидаемый ответ: Ростовская область)

Атаман Григорий: И у меня фамилия Ростовский.

Ведущая 1: А детский садик как наш называется?

( ожидаемый ответ: детский сад «Золотой ключик»)

Ведущая 2: Оставайся на нашем казачьем празднике, Атаман Донской Григорий Ростовский.

Атаман Григорий: Спасибо за приглашение, останусь, только зараз коня Бурана отпущу на луг попастись.

Под казачью музыку  Атаман Донской Григорий Ростовский  уводит коня и возвращается  с флагом Ростовской области.

Атаман Григорий: Казачата, вы знаете, кто такой атаман?

(ожидаемый ответ: старшина, начальник над казаками)

Молодцы, знаете! Я вам предлагаю поиграть в казачью игру, которая так и называется «Атаман».

Ведущая 2: По станице погулять вышли казачата!

 А давайте поиграем, парни и девчата? Становитесь вокруг атамана.

Казачья игра «Атаман»

Цель: развитие интереса к истории родного края.

Задачи:

-учить играть по правилам;

-развивать ловкость и быстроту реакции;

-воспитывать дисциплину.

Давайте выберем из наших казачат атамана с помощью считалочки:

На Дону казачата играли, атамана выбирали,

Раз, два, три, атаманом будешь ты.

Необходимые атрибуты: 6 коней на палочках, флаг.

Правила игры:

Казачата под казачью музыку скачут на конях вокруг атамана с флагом, музыка заканчивается, атаман становится между 2 детьми, спускает флаг, двое детей поворачиваются спиной друг к другу и после слов детей хором: 1,2,3-беги, бегут по кругу. Кто быстрее дотронется до флага, тот теперь атаман. Ему надевают папаху и дают флаг. Он становится в центре круга.

Атаман Григорий:

А сейчас игра такая, очень даже непростая,

Вам казачата, вместе нужно

Казачий курень построить дружно.

А кто расскажет, что такое курень? (ожидаемый ответ: жилище казака)

                                               Игра «Курень»

Цель: создание условий для активизации в речи детей старшего дошкольного возраста донского диалекта через казачьи музыкальные игры.

Задачи:

- знакомить с казачьим фольклором, традициями и культурой родного края;

- пополнять словарный запас дошкольников диалектными словами;

- развивать память, внимание, координацию движения в соответствии с текстом игры;

 - воспитывать патриотические чувства, интерес к казачьим традициям.

Предварительная работа: беседа о том, кто такой атаман, что такое курень, что такое папаха.

Необходимые атрибуты:  шали для казачек, фуражки  для казачат, папаха для атамана.

Правила игры:

Мальчик-атаман  в папахе идет вокруг «куреня» - детей, которые взявшись за руки, стоят в кругу.

Дети: «Вокруг куреня хожу и в окошечко стучу.

 В гости атаман пришел и казачку тут нашел»

Дети идут по кругу противоходом. Как только текст игры закончится, атаман останавливается, дотрагивается до плеча девочки-казачки,  поворачивает ее к себе и они идут в круг  и танцуют, соединяя руки  «вертушкой» под казачью музыку.

Атаман Григорий: Любо, казачата!

Заветы старины в семье хранились испокон веков.

Честь и имя казака в жизни главные всегда.

Казачата, а какие казачьи поговорки и пословицы вы знаете?

Выходят под музыку две казачки и казачок.

1) Слово дал - его держи, казачьим словом дорожи.

2) Если трудно - погибай, а товарища спасай!

3) Старость всюду почитай, стариков не обижай!

Атаман Григорий: Молодцы, казачата! А частушки казачьи знаете? Казачьи песни и  частушки слушать, что мед ложкой кушать! А я вам одну такую спою.

Атаман поет частушку:

В Усть-Донецк кто приезжает,

Очень удивляется.

Край донской наш расцветает,

Казакам всем нравится.

Ведущая 1:

Я  тоже из краев казачьих,

Где Донец впадает в Дон,

Там стоит мой  курень,

А  рядом крепкий плетень!

 И  теперь наш черед

 Показать, что умеет казачий народ!

Уж я топну ногой,

Да притопну другой,

Приглашаю казачат сегодня

Частушки спеть со мной.

Дети под казачью музыку выходят на точки.

Казачьи частушки.

1)

Кукарекает петух,

Ссорятся индюшки.

Мы сейчас пропоем   вместе

Веселые частушки.

2)

Усть-Донецкие казаки-

Мы нигде не пропадем,  мальчики

Если надо - мы станцуем,              

Если надо - мы споем!

3)

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Казачата говорят,           девочки

Что я, как картинка.

4)

Мы ребята-казачата,

Не умеем мы тужить,         мальчики

Без частушек-прибауток

Нам  на свете не прожить!

5)

Иди, Ваня, танцевать,

На меня не дуйся,                  девочки

Если жаль тебе сапог,

Ты возьми разуйся!

6)

Я не лебедь и не гусь,

Выступаю, не боюсь!         мальчики

Хватит братцы, воевать,

Пойдем казачек целовать!

Мальчики обнимают и целуют девочек в щечки.

Ведущая2:

Как у нас на Дону дали синие,

И казачки у нас все красивые,

А ну-ка выходите,

С ложками деревянными спляшите!

А ты, дорогой атаман Григорий Ростовский, присядь, отдохни.

Дети под казачью музыку берут ложки и становятся на свои точки.

Шумовой оркестр «Ой, Россея»

(деревянные ложки)

Атаман Григорий: Любо, братцы казачата, любо, красавицы казачки!

Вы сегодня доказали:

Что течет в конце концов

В жилах ваших кровь – Донцов!

Что казачьей нашей славы,

Вы наследники по праву,

Что традиции блюдете,

Свято память дедов бережете!

Благодарю вас за то, что вы меня порадовали, повеселили, да только мне пора ехать по своим делам казачьим. До свидания!

Под казачью музыку уходит атаман Донской Григорий Ростовский.

Под музыку выбегает Шалун и Елочка.

Шалун:  Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!

                 Я – Шалун озорной, любознательный такой!

                 Игр разных много знаю,

                 С вами в них я поиграю.

                 Люблю кувыркаться на полянке в траве,

                 А еще умею стоять на голове!

Елочка (грустно): Здравствуйте, ребята!

А я  Елочка лесная, колючая, как еж.

В вечнозеленом платье  меня в краю  донском найдешь.

Шалун:  Мы – эколята, защитники природы,

                 Готовы всем помогать в любую погоду!

                 Елочка, ты почему такая грустная?

Елочка: Вы знаете, казачата, что  недавно, недалеко от поселка Усть-Донецкого, горел лес. От огня погибли животные и растения, и даже мои подружки елочки.  И теперь нужна наша  помощь. Мы с Шалуном сейчас отправляемся туда. Хотите с нами? (ожидаемый ответ: да)

Ведущая 1: Подождите, мы сейчас возьмем два ведра с плодами каштанов и желудей, чтобы можно было их там посадить.

Ведущие берут по одному красному ведру с плодами и становятся вместе с детьми.

Ведущая 2: Наша речевка: раз, два,

Дети шагают на месте и произносят: три, четыре!

Ведущая 2: Три, четыре!

 Дети шагают на месте и произносят: раз, два.

Ведущая 1: Кто шагает дружно в ряд?

Дети шагают на месте и произносят: Казачат молодых отряд!

Шалун: Предлагаю отправиться в лес на волшебном автомобиле, я буду вашим шофером. Согласны? Тогда стройся за мной!

Общий танец «Бибика»

(дети выходят в одни двери музыкального зала, а заходят в другие)

Пока они едут,  воспитатели быстро раскидывают мусор:

пустые пластиковые бутылки, пластиковые стаканчики из-под йогурта, бумажки, муляжи фруктов и овощей, муляжи кусочков арбуза и дыни.

Фонограмма пения синички, дятла.

Елочка: Вот мы и в лесу. Сколько мусора вокруг... А вы убираете мусор со своими родителями за собой, когда ездите в лес и на речку?

Шалун: Казачата, поможете нам  навести порядок?

Елочка расскажи, как  правильно рассортировать мусор.

Ведущие выносят серый и синий контейнеры.

Елочка: Есть серый и синий контейнер. В серый - собирать будут девочки казачки пищевые отходы, а в синий  мальчики казачата - промышленные. Кто быстрее справится со своей работой. Что ж, за работу!

Игра: «Собери отходы в свой контейнер»

Ведущая 2: А теперь давайте повторим правило друзей леса и постараемся его выполнять!

Дети вместе хором повторяют:  много леса- не губи, мало леса- береги, нет леса- посади!

Ведущая 1: Чтобы помочь восстановить лесные насаждения, нам нужно посадить плоды каштанов и дуба.

Ведущая 2: А чтобы веселее было, давайте играть. Игра называется  «Желуди, каштаны».

Подвижная игра «Желуди, каштаны».

У каждой команды есть свой дом, свое дерево (ведро с плодами в обруче).

Ведущие по залу раскидывают обручи желтые и зеленые.

Шалун: Я Шалун, сейчас  покружусь и в дерево дуб превращусь. Все мальчики казачата будут брать по одному желудю из моего ведра и носить в лунки (желтые обручи) сажать.

Елочка: А я покручусь и в каштан превращусь. Все  казачки  будут  брать по одному каштану и тоже сажать в лунки (зеленые обручи).

Ведущая 1:Деревья качаются, плоды осыпаются!

Дети после этих слов берут по одному плоду из ведра Шалуна или Елочки и под музыку танцуют.

Ведущая 2: Быстро к лунке беги, каштаны и желуди сажать неси!

После этих слов дети кладут в обруч плод и становятся вокруг Елочки или  вокруг Шалуна.

 Ведущая 1: Спасибо вам, казачата, и вам, эколята, за помощь. Теперь здесь вырастут новые деревья!

Все дети выстраиваются на полукруг, в руках большие цветы.

Ведущая 1: Родина моя, мой Дон, моя Россия!

Я хочу сказать тебе, что я тебя люблю.

Ведущая 2: Реку Дон люблю и это небо синее,

Эту жизнь в моём родном краю,

Этот дождь и эти вьюги злые,

Эти клёны, эти тополя…

Дети хором:

Родина моя, мой Дон, моя Россия,

Я хочу сказать, что я люблю тебя!

Шалун: Как прекрасен мир вокруг,

 Елочка: Станем все в огромный круг.

Общий танец с цветами

под песню Евгения Ан и Натальи Баркар «Усть-Донецкий наш район».

Дети в конце кладут цветы на пол посередине и хлопают остаются вокруг них.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника «8 июля - День семьи, любви и верности» для детей старшей группы с ОНР и их родителей.

Цель праздника: объединить детей и взрослых единым хорошим настроением, привлечь родителей к непосредственному участию в жизни детского сада....

сценарий физкультурного праздника "Подрастем тоже в армию пойдем" для детей средней и старшей групп.

Цель: расширять и закреплять знания детей о защитниках Отечества через двигательную и игровую деятельность....

Сценарий к празднику 8 марта в детском саду на татарском языке в старшей группе

Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ...

Сценарий казачьего праздника "Покровская ярмарка на Дону" для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Сценарий казачьего праздника "Покровская ярмарка на Дону" для детей старшей группы компенсирующей направленности.Цель: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям ...

конспект сценария осеннего праздника в детском саду "Осень на опушке краски разводила" в старшей группе

Расширять и закреплять у детей представления об осенних явлениях природы....

Сценарий спортивного праздника «Когда-то в армии служить придёт и нам пора!» старшая группа

Сценарий совместного с папами военно- спортивного мероприятия направлен на воспитание патриотических традиций у дошкольников в игровой форме....

Сценарий спортивного праздника «Когда-то в армии служить придёт и нам пора!» старшая группа

Данная разработка направлена на воспитание патриотических чувств у воспитанников, повышение двигательной активности, развитие ловкости, быстроты, координации движений....