Проект «Этикет с малых лет»
проект (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

«Разумное воспитание требует, чтобы

уже в самом раннем возрасте, ещё прежде,

чем дети станут хорошо осознавать себя,

внушалось им стремление ко всему доброму,

истинному, прекрасному и благородному»

Н.А. Добролюбов

Актуальность проекта.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры. Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил.

Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятным для приобщения детей к этикету.

 

Цель проекта: развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта и знаний у детей.


Задачи: 

  1. Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в жизни человека.
  2. Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных местах.
  3. Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведения за столом.
  4. Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

 

  1. Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
  2. Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников.
  3. Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспитанности дошкольников


Вид  проекта:  групповой, краткосрочный
Участники  проекта:  дети  5-6лет,  воспитатели,  родители.
Сроки  реализации: 01.04.22г.- 28.04.2022 г.

Направление проекта: нравственно-эстетическое.

Предполагаемый результат:

1 Воспитание нравственных и эстетических качеств;

2 Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения,

культуры общения;

3 Развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с

другими людьми;

4 Снижение агрессивности, овладение детьми подготовительного

возраста разными формами и способами культурного поведения, умение

применять их в различных жизненных ситуациях.

5 Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо

реагировать на происходящее.

6 В результате проекта пополнилась картотека дидактических игр,

стихов, загадок, наглядного материала по культуре питания, правил

поведения.

Продукт проекта:

- Презентация проекта.

- Видеовикторина «Правила хорошего тона».

- Театрализованное представление: «Приятного аппетита!»

Тип проекта:

• практико – ориентированный,

• информационно – практический,

• краткосрочный
Этапы реализации

Постановка цели, задач. Изучение методической литературы. Подбор

пособий для работы с детьми. Определение объема и содержания работы для

внедрения проекта.

План реализации проекта

1 Подготовительный

- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

- Подбор художественной литературы по теме;

- Составление папки-передвижки стихов, поговорок, игр.

2 Основной. Реализация проекта.

- Чтение произведений: Галина Шалаева «Урок вежливости»;

В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Три сына»;

К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;.

А. Барто. «Модница», «Любочка», «Девочка чумазая»;

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

С. Михалков «Фома», «Правила поведения для воспитанных детей»;

С. Я. Маршак «Ежели вы вежливы»;

- Беседы: «Что такое этикет?», «Вежливые слова», «Будь всегда вежливым», «Мой друг Мойдодыр», «Мы едем в автобусе», «Мой дом, наведу порядок в нем», «Как понравиться людям».

- Дидактические игры: «Вежливый котик», «Каждой вещи свое место», «В театре», «В гостях», «У меня зазвонил телефон», «Доскажи словечко», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Оденемся на прогулку», «Эмоции».

- Игровая образовательная ситуация:  «Столовый этикет»

- Заучивание стихотворения «Что такое этикет?» А. Усачев

- Прослушивание и заучивание песен «От улыбки станет всем светлей»,

«Если добрый ты», «Дорогою добра»

- Заучивание пословиц: «О дружбе»

- Рисование «Мои добрые поступки»

- Экскурсии: (виртуальные) «В музей», «В театр».

- Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Просто так», «Что такое хорошо и что такое плохо»

3 Заключительный.

Презентация коллажа «Этикет – с малых лет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Что такое этикет».

Цель: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей об этикете.

 

В. : Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуете отгадать, что это за слово.

 

У меня заботы много

Целый день меня зовут.

Лишь знакомого ты встретишь -

Я уж снова, тут как тут

Чтоб здоровья пожелать,

Надо (Здравствуйте) сказать.

- Правильно, это слово «здравствуйте»

(Дети здороваются).

 

А сейчас я предлагаю вам сесть на свои места и поиграть в игру, которая называется «Потерялось словечко». Я буду начинать говорить предложение, а вы с ним его закончите. Так играя, мы с вами вспомним вежливые слова.

 

1. Если больше есть не в силах, скажем маме мы. («Спасибо»)

2. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали. («Извините»)

3. Пора за стол. Все для еды накрыто. («Приятного желаем аппетита!»)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим. («Простите, пожалуйста»)

5. Друг другу на прощанье мы скажем «До свидания!»

 

В. : Молодцы ребята, сколько вежливых слов мы с вами вспомнили.

Ребята, вы любите театр? (Да).

Сегодня я приглашаю вас в театр. Это волшебное место, где происходят чудеса и удивительные превращения, где оживают куклы, звери, птицы и даже вещи и начинают с нами разговаривать. Вы хотите там побывать? Итак, в путь!

 

Физкультурная минутка.

 

Как весело, как весело Дети энергично шагают

В театр нам шагать.

Там будут с представлением

На сцене выступать: Разводят руки в широком жесте

И весёлый буратино, Шагать, махая руками с расставленными пальцами

Не послушный колобок, Круговые движения руками (Моталочка)

Мишка, зайчик и лисичка,

И рогатая коза. Показывать движения в образе животных

Поскорей! Звенит звонок.

Не спеша идём дружок.

В. : Вот мы и пришли в театр, рассаживайтесь по своим местам. Сегодня мы с вами посмотрим сказку «Аист и соловей».

Но сначала давайте вспомним с вами правила поведения в театре.

- В театре нельзя бегать, прыгать, вставать во время спектакля.

- Нельзя разговаривать во время спектакля.

- Не стоит брать с собой в зрительный зал еду – это ведь не кинозал.

- В театре нельзя пользоваться телефоном.

- Нельзя рассматривать в театральный бинокль окружающих людей – это неприлично.

Тихо… Представление начинается.

Сказка

В. Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

А. - Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Старик встал, взял аиста за руку вывел за дверь и сказал.

Ст. - Надо делать вот так. (Постучал в дверь).

А. - Всё ясно! –

- Это и есть музыка!

– Теперь я умею играть!

Полечу, удивлю я свет,

Лучше меня музыканта нет.

Тук-тук, тук-тук,

Слушайте все вокруг. Убегает.

Ст. Невоспитанный невежа

Ничего не понял он. Старик махнул рукой и сел на стул.

В. : Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь. Соловей стучится, дожидается ответа, тихо входит.

С. - Здравствуйте, прошу прощения за беспокойство, мне очень хочется учиться музыке, пожалуйста, прошу вас, научите меня.

Ст. Ты очень вежливый, воспитанный соловей.

Поэтому, я с удовольствием научу тебя музыке.

В. : Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак Аист умеет только стучать Клювом.

На экране дом мудреца и звучит пение соловья.

Беседа по сказке.

В. : Почему Аист научился только стучать? Он был грубый, невоспитанный, невежа.

А почему Соловей стал лучшим в мире певцом? Он был очень вежливым, воспитанным, он знал правила поведения.

 

Ребята, что такое правила поведения? (Этикет).

Правильно, правила поведения, норма поведения, или культура речи и поведения это всё и есть - этикет.

Предлагаю послушать стихотворениеоб этикете.

 Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как здороваться со взрослым,

Много разных есть вопросов.

И на все дает ответ

Этот самый этикет.

 

В. : Если соблюдать этикет, то весь день будет добрым и весёлым, а значит и у вас и у окружающих вас людей будет хорошее настроение.

Сейчас я раздам вам кружки, чтобы вы смогли изобразить на них своё настроение. (Дети выполнят задание).

В. : Ребята, что у вас получилось, покажите. Дети поднимают свои рисунки. Ой, какие у вас получились весёлые смайлики, значит у всех сейчас хорошее настроение. Давайте подарим эти смайлики нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Вежливые слова»

 

 

Если будем вежливы

Каждый день и час –

Станет мир счастливее

В миллионы раз!

 

Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

 

 

Ход беседы:

 

Организационный момент

 - Дети, давайте поздороваемся.

 

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и ... волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.

 

Ко всем сердцам, как к двери,

Есть ключики одни.

Их каждый легко подберет,

Нужные слова найдет.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Спасибо с улыбкой сказать так несложно,

Но нет его в мире порою дороже!

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

- Почему волшебные слова называют ключиками ко всем сердцам?

 

- Для успешной нашей работы давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга.

 

Игра - приветствие «Мяч передавай, с тем, кто рядом поздоровайся»

(Дети передают друг другу мяч, произнося слова - приветствия)

- Дети, народная мудрость гласит: От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Чтобы быть приятным людям, надо всегда помнить правила вежливости.

 

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

 

1. Придя в детский сад надо со всеми ... (поздороваться).

 

2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят ... (Дай мне, пожалуйста) (сер.)

 

3. Когда двое разговаривают нельзя ... (их перебивать).+

 

4. Когда оскорбил товарища надо ... (попросить прощения).

 

5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть ... (всегда приветливым).

 

6. Идя домой надо сказать всем ... (до свидания).

 

 Вежливость - очень важное качество для каждого человека. Для того, чтобы проявить вежливость, существуют специальные вежливые слова. Иногда такие слова называют даже волшебными, ведь в каждом слове заключается великая сила, они могут совершать чудеса! Как вы думаете, что такое вежливые слова?

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке.

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

Какие вежливые слова вы встретили в стихотворении? А какие вежливые слова вы знаете еще?

А сейчас я предлагаю  вам ребята нарисовать «Дерево вежливости». На нем должно быть столько плодов, сколько вежливых слов вы знаете.

Беседа: «Будь всегда вежливым»

Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто

всегда внимателен, добр к людям, воспитателям, родным, близким,

окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить?

Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете,

войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет?

-Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами,

что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из

вас сам случайно был неловок или невнимателен?

Дети вспоминают случаи из жизни, слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации. Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам. По пособию «Эмоции»  определяют, какие эмоции испытывает человек в различных ситуациях.

- Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием мы желаем

человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово

приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого

приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово

сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то

приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?

- Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только

взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если

воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем «Здравствуйте!»

Эти слова определяют уровень вежливости человека: "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры",

"Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.

Помните правила:

- Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

- Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

- На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных

местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе

особого внимания.

- Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.

- Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо

собеседнику.

- Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к

труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

- Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или

уступи место вошедшему взрослому.

- Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш,

варежку и т. п.

- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

- Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать

шарф.

- Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

- Умей признать, что был неправ.

- Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с

ним.

Каждому дошкольнику надо знать эти правила и выполнять их!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа: «Мой друг Мойдодыр»

Цель: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание

единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.

Ход беседы:

Встреча с доктором Айболитом(изображение или же кукла)

Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена - это поддержание чистоты

своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья,

но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими

людьми.

Кто опрятен - тот приятен.

Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом,

руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового

платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и

тела.

Примерные вопросы:

1 Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть красиво?

2 Что такое "личная гигиена»?

3 Почему необходимо быть чистым и

опрятным человеком?

4 Чистые ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?

5 Когда их следует мыть?

6 Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах?

7 Что значит

«принимать душ"? Когда это следует делать?

8 Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.

Рефлексия.

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая»

 

 

 

 

Беседа: «Мы едем в автобусе».

Цель: Познакомить с правилами поведения в транспорте.

Во второй половине дня на прогулке воспитатель предлагает детям

поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми расставляют стулья, прикрепляют "кассу с билетами". Затем

воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Кукла хочет покататься с нами в автобусе. Покатаем ее?

Вспомним главные правила поведения в автобусе. Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем он предлагает

детям занять места.

- А кто у нас будет водителем? Теперь в путь.

Водитель, подвези нас, пожалуйста, к кукольному домику.

Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с куклой. Один из детей уступает воспитателю место, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки кукла громко разговаривает, требует место у

окошка, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные

обёртки. Воспитатель просит детей напомнить кукле, как надо себя

вести в автобусе, как поступать в разных случаях.

Для освоения правил поведения очень способствуют игры - упражнения,

когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети

также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом

надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами,

воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв

суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Воспитатель, корректируя ответы детей, объясняет примерно так:

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (Это будет мешать другим пассажирам)

- Если ты залезешь на сидение с ногами, будешь сорить, то…(В автобусе будет грязно, и другим пассажирам - детям и взрослым -

будет в нем неудобно и неприятно)

 

 

Беседа: «Мой дом, наведу порядок в нем".

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать

чистоту и порядок в доме, группе, на участке.

Ход беседы:

- У каждого человека должен быть дом, который не только является

местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме

показывает, что главная черта его хозяина - проявляемая во всем

беспорядочность. Человек, не любящий свой дом и не делающий ничего,

чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен и к своим близким и

друзьям.

Пригласить гостей в грязный дом - значит показать неуважение к ним.

Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.

Работа над понятиями; дом, наведение красоты, соблюдение порядка,

следить за домом, уют, хозяин дома.

Примерные вопросы:

 - Для чего человеку нужен дом?

 - Расскажите о

доме, в котором вы живете.

- Как вы помогаете содержать дом в чистоте?

 - Кто создает в доме уют?

- Что такое уют?

- Какая одежда должна быть на

человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная,

старая и дырявая; трудно или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?

 

 

 

 

 

 

 

Беседа: «Как понравиться людям».

Цель: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание

единства внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.

Ход беседы:

Каждый человек испытывает желание нравиться. Взрослые

придумали правила, помогающие человеку быть приятным и

привлекательным для себя и окружающих, и назвали их «искусством

нравиться». А также чтобы понравиться людям нужно обращать внимание и

на внешний облик. Рассматривая значение одежды и обуви жизни человека

обращаем внимание на этикетные моменты: она дает окружающим сведения

о человеке (интересуется ли человек своей внешностью, в богатой или

бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или

гулять и т. д.).

Давайте сначала поговорим об искусстве нравиться людям.

Существуют правила искусства нравиться:

- любить людей;

- быть красивым и привлекательным;

- быть добрым и веселым, внимательным и заботливым к людям;

- приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при

прощании;

- уметь красиво сидеть, стоять, ходить;

- уметь слушать своих собеседников;

- говорить людям комплименты;

- обращаясь к человеку, называть его по имени. При этом следует быть

искренним в проявлении любви к людям.

Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся

рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется

дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее

соответствует возрасту, занятию, сезону. Существуют виды одежды:

- легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя;

- верхняя и нижняя;

- нарядная, праздничная и ежедневная;

- спортивная и вечерняя.

Одежда может быть красивая и некрасивая; чистая и грязная; удобная и

неудобная, опрятная и неопрятная.

За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам.

Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется

костюмом. Например: Пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет.

Примерные вопросы по беседе:

• Что значит «любить»? Кого вы любите?

• Что вы делаете для того, чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в

группе?

• Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким? Для чего мы их

говорим?

• Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече? Зачем

это следует делать?

• Что значить «уметь слушать собеседника».

• Что значит уважать людей находящихся рядом?

• С каким человеком приятно общаться: с красиво и опрятно одетым или

наоборот?

• Как вы думаете, для чего нужна одежда?

• Как вы храните одежду и ухаживаете за ней?

• Можно ли в один ящик положить брюки, носки, свитер, майки, трусики?

• Почему платья, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и

куртки?

Закрепление. Важно постоянно наблюдать за поведением детей,

доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться.

Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая

улыбка и т. д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду,

отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону.

 

 

Загадки

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

 

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»—

То слова... (прощания)

 

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

 

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

 

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно — извиненье,

Нужно — поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

 

 

 

 

Правила этикета в детском саду в стихах

По утрам просыпайся вовремя, чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок - есть порядок…

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель –

И в детсад беги скорей.

В детском саду не плачь о маме.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти – на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, -

Мама за тобой придет.

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много…

Воспитателя жалей –

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ –

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться.

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай

И в обиду не давай!

 

Береги игрушки.

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным –

можно ведь запачкать платье…

Мой почаще с мылом руки,

грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме,

чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед едой мой руки с мылом.

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Не балуйся за столом.

«Когда я ем – я глух и нем» -

запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай,

оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, -

должна тарелка быть пустая!

Поел, попил – иди гулять.

Свободен ты, довольна няня…

Не стесняйся участвовать в мероприятиях.

Будь активным и веселым –

это пригодится в школе.

Постарайся не бояться,

не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе

к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель.

После сна заправь постель,

даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся,

сам заправить попытайся.

Покажи пример другим,

помоги сложить и им!

Спи во время тихого часа.

Нужно всем ребятам знать,

что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым,

будешь сильным и здоровым!

Выспался – спокойно жди подъема.

Если спать не хочешь ты –

лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать

другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей.

Никогда не уходи из детсадика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают…

 

 

 

 

 

Стихи

Заветные слова

И в Нью-Йорке, и в Париже,

И на Кубе, и поближе.

И у русских, у эстонцев,

У французов и японцев

Есть заветные слова.

Знать должна их детвора!

Все народы на планете -

Дяди, тети, даже дети,

Просыпаясь ранним утром,

Произносят: - С добрым утром!

Говорят кому-то либо:

- Добрый день, привет, спасибо,

Благодарствую, простите,

До свиданья, извините.

Эти главные слова

Повторяются всегда:

Днем и вечером, в квартире,

На работе, в магазине,

И в трамвае, и в метро,

И в театре, и в кино.

Почему в любой стране,

На Чукотке и в Москве

Эти главные слова

Повторяют все с утра?

Это вежливое слово

Ключ к душе, друзья, любого:

К маме, папе, брату, деду,

К однокласснику, соседу,

К старшим, младшим и друзьям,

К иностранцам тут и там.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться.

Если ты не прав – Простите!

Вдруг толкнул – Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

Если кто-то что-то дарит

Говори: - Я благодарен,

За подарок вам спасибо:

Очень кстати, очень мило!

Если нужно в дом войти,

Постучись, затем спроси

: - Извините, можно к вам

На два слова по делам?

Получается, друзья,

Что заветные слова

Знать должны на всей планете

Дяди, тети и их дети.

 

Как вести себя в гостях

Мама Кенга крошку Ру,

Из семейства кенгуру,

Отправляет в гости к тете,

С ней коллеги по работе.

А у тети кенгуренок

Ещё маленький ребёнок.

Учит сына этикету: -

Помни, Ру, что часто дети

Любят хвастать и болтать,

Ум другим свой показать.

Не забудь, что ты в гостях,

Это, вроде бы, пустяк.

Но у тети есть ребенок,

Только вышел из пелёнок.

Все, что скажешь, в тот же час

Он научится от нас.

Вот поэтому следи

Ты за речью.

Не спеши,

И не бегай, не кричи,

И не лезь куда не надо,

Если нет там взрослых рядом.

С малышом в углу играй,

Взрослых с ним не обсуждай.

Расскажи ребёнку сказку,

Порисуйте с ним раскраску,

И стишки с ним сочини,

Любят игры малыши.

Поиграйте пол - часа,

А потом за стол пора.

Тётя станет угощать,

И за стол вас приглашать.

Не забудь, перед едой

Лапки моют под водой.

Ты возьми и малыша

И умойтесь не спеша.

Лапки на стол не кладите,

И тихонечко сидите.

Замолчите, надо знать

За едой нельзя болтать.

Правой лапкой нож берите,

Левой – вилку, не спешите.

И не чавкай, не сопи,

За собой всегда следи.

Перебил советы Ру:

-Больше слушать не могу,

Я устал от наставлений.

Неужели во Вселенной

Все ведут себя вот так.

Сбегать в гости – фу, пустяк!

Быстро к тете он собрался,

Прыг да скок и вот добрался

Он до тети.

В дом стучит

И с порога всем кричит:

- О, привет, а вот и я,

Приглашали вы меня?

- Приглашали, проходите,

Осторожно, не спешите.

Наш малыш вон там – в углу,

Проходите, крошка Ру.

Непослушный кенгуренок,

Словно маленький ребёнок,

Позабыл все наставленья

И устроил представленье:

С малышом он стал скакать,

Петь, и прыгать, и плясать.

Вопрошает тихо тетя:

- А вам кушать неохота?

- Что ж, пора и пообедать,

Мы устали вместе бегать.

Подбежал малыш к столу:

- Я от голода умру.

Стали детки все съедать,

Этикета - не видать.

Тетя хмурится:

- Ребята,

Вы не свиньи – кенгурята.

Стыдно так вот поступать,

Этикет пора уж знать.

Стыдно стало кенгуренку,

Непослушному ребёнку.

Вспомнил мамины советы:

- Извините, тетя.Дети

Забывают впопыхах Как вести себя в гостях.

***

Отвечайте-ка, ребята,

В чем виновны кенгурята?

 

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Непослушных ребетят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

- Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

- Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

- Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

- Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Учителей на «вы» зовут.

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Приутихли малыши,

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

- Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

- Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам -

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

- Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок Пролетел.

Звенит звонок,

Суетится детвора –

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

 

Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры

На всякое чиханье не наздравствуешься.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.

Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их,

помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки,

проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит

приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

 

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира.

Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к

вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для

одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки:

посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей

беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь

найти каждой вещи своё место.

 

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить

детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в

словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета

в театр.

Материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя

делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит

весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе

(касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают»

билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее

расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки

благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя

делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают

артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» -

активные дети готовят представление.

 

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения

от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом

этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе,

особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения

в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и

приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в

гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в

кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит

морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно

подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети

складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится

к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение,

готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а

затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол,

угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли

поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

 

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого

общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье

близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить

детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым

заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре

с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного

разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи,

телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми,

жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры

лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для

этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья;

аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы

позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

 

Словесная игра

«Доскажи словечко»

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…
  • ( извините).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, … (а не кулаками)

Дидактические игры по формированию культуры поведения.

«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять

культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию,

анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном

поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации,

отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как

ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку

подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать

ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

 

Игра-упражнение  «Оденемся на прогулку».

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде.

Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать

вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить

последовательность действий: правильно одеться, обращаться с просьбой

помочь. Спросить детей, все ли делали они правильно, какие вежливые слова

употребляли.

 

Игра «Эмоции».

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение

определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать

воображение

Ход игры. Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы

грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете,

от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться.

Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы

плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас

испортится.

-Посмотрите, на этих кругах изображены  человечки,  у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, нужно  изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать.

Дети изображают:

-Радость

-Злость

-Веселье

-Грусть

-Удивление

-Застенчивость

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Этикет с малых лет"

культура поведения...

Проект "Этикет с малых лет"

Проект "Этикет с малых лет" разработан для детей старшего дошкольного возраста  коррекционной группы ЗПР....

Проект "Этикет с малых лет"

Краткосрочный проект в младшей группе, о создании условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета...

Проект "Этикет с малых лет"

Проект по развитию речи...

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью  формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета....

Проект "Этикет с малых лет"

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.В настоящее время наблюдается существенный недостаток нрав...

Проект "Этикет с малых лет"

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.В настоящее время наблюдается существенный недостаток нрав...