Современные технологии, методы и формы на пути развития двига-тельной активности детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Погосова Инна Федоровна

Работа по физическому развитию детей, заложенная в методическом пособии Л.Н. Волошиной, Т.В.Курилова «Физическое развитие детей третьего года жизни», позволит нам достичь высоких результатов физической подготовленности воспитанников, привить любовь к спорту и здоровому образу жизни!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии, методы и формы на пути развития двигательной активности детей раннего возраста

Погосова Инна Федоровна – воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 4

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - писал Гиппократ.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 летнего возраста необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при организации двигательной деятельности детей.

В настоящее время одним из ведущих направлений в работе МБДОУ ЦРР детский сад № 4 является использование технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологий обучения здоровому образу жизни. Для решения всех поставленных задач с детьми раннего возраста, мы выбрали методическое пособие «Физическое развитие детей третьего года жизни» Л.Н. Волошиной, Т.В. Курилова, и не ошиблись в своем выборе, которая является методическим пособием к образовательной программе «Теремок».

Календарно-тематическое планирование, предложенное в методическом пособии «Физическое развитие детей третьего года жизни» Л.Н. Волошиной, Т.В. Курилова включает все виды физических упражнений, для гармоничного развития детей раннего возраста. Содержание занятий по физическому развитию строится с учетом интеграции детских видов деятельности.

Тематика занятий отражает русские национальные традиции физического воспитания, связана с сезонными явлениями, направлена на выполнение предметных действий со спортивным инвентарем, игрушками, природным материалом. Представлено тематическое планирование на сентябрь-октябрь:

1-2 неделя сентября (с погремушками). «Поиграем с Петрушкой»

3-4 неделя сентября (с погремушками). «В гости к Матрешке»

1-2 неделя октября (с шишками). «В гостях у белочки и зайчика»

3-4 неделя октября (с шишками). «Подарки»

Схема построения физкультурных занятий традиционна. Занятия состоят из трех частей: вводной основной и заключительной.

В водной части используются специальные приемы создания игровой мотивации: поиграть с погремушками, погреметь ими, развеселить Матрешку, отправиться в гости к белочке и зайцу, поехать на поезде. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению ходьбы и бега, различных заданий с предметами. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация. Так гимнастическая скамья превращается в поезд и начинается путешествие в волшебный город, где живут волшебные мячи, сказочный кот. Дети по-новому воспринимают инвентарь, овладевают возможными вариантами действий с ним.

Основная часть занятий вариативна. Есть занятия, где планируются общеразвивающие упражнения с предметами (шишками, погремушками, платочками). Некоторые занятия проводятся в игровой или имитационной форме (ребята выполняют упражнения как зайчик, медведь или отправляются в путешествие в деревню, где встречают корову, цыплят, утят). Воображаемые ситуации (путешествие с Петрушкой, волшебные лошадки, поезда) помогают сделать занятия более интересными. Они не просто играют с гимнастическим палками, а превращают их в лошадок.

В отличии от традиционных подходов, в основную часть занятия по физическому развитию включается компонент «самостоятельная двигательная деятельность». Это отличительная особенность программы Волошиной.  Она предоставляет возможность каждому ребенку выбрать вид движения, темп, что позволяет ему действовать индивидуально в своем темпе. Для организации самостоятельной двигательной деятельности  мы используем переносной мобиль. Если основной вид движений предполагает прыжки, то на мобиле размещаю картинки лошадок и зайчиков. (Кто покажет Петрушке, как скачут лошадки? Кто будет прыгать как зайчики?) Если предполагается равновесие, на мобиле размещаю картинку мостика и тропинки (Кто с Матрешкой пройдет по ровному мостику? Кто по извилистой тропинке?) Чтобы ребята попробовали разные виды основных движений предлагаю показать персонажу, что все могут пройти и по ровному мостику и по извилистой дорожке, поскакать и как зайчики и как лошадки. Детям раннего возраста сложно сделать свой выбор, поэтому две картинки вполне достаточно. По мере того как дети освоят выбор из двух видов движений, можно добавлять и третью картинку для выбора. Всё индивидуально и зависит от освоения двигательных навыков детей и от творчества педагога.

Однако, необходимо помнить, что самостоятельная двигательная деятельность в раннем возрасте должна проходить под наблюдением взрослого или при непосредственном его участии.

Заключительная часть включает в себя упражнения в ходьбе, малоподвижные игры, хороводы. Очень важно в конце занятия обеспечить психоэмоциональный комфорт детей. Для этого используются поощрения, позитивная оценка поведения и результатов деятельности детей, что развивает такие личностные качества как уверенность, самоуважение, активность.

Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, основные движения первоначально разучиваются и закрепляются на физкультурных занятиях, затем совершенствуются на прогулке, в подвижных играх и самостоятельной двигательной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету.

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения.

Перед занятиями и между ними стараюсь проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Для их организации тоже использую переносной мобиль, где дети самостоятельно могут выбрать игру.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания с использованием переносного мобиля. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

Мы делаем выводы, что дальнейшая работа по физическому развитию детей, заложенная в методическом пособии Л.Н. Волошиной, Т.В.Курилова «Физическое развитие детей третьего года жизни», позволит нам достичь высоких результатов физической подготовленности воспитанников, привить любовь к спорту и здоровому образу жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Пути повышения речевой активности детей раннего возраста"

Воспитание у детей речевой активности -одна из важнейших задач начального этапа обучения общению....

Опыт работы взаимодействия с семьёй по развитию познавательной активности детей раннего возраста путем творческой деятельности

В данной статье делюсь опытом работы с родителями в первой младшей группе по успешной адаптации детей и их ральнейшего всестороннего развития....