Презентация на тему "Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития"
презентация к уроку (средняя группа)

Аксенова Анжелика Сергеевна

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС  ДОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования- детей с задержкой психичекого развития. В данной презентации выделены важнейшие направления коррекционной помощи детям с ЗПР. Так же вы можете воспользоваться рекомендациями для педагогов при организации работы с детьми с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО)  является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и  образования – детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Дети с ЗПР составляют самую представительную группу среди «проблемных детей». Задача специалистов повлиять на дальнейшее безболезненное вхождение их в социальный мир, на то, чтобы ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в обществе.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнообразная по своему составу. Некоторые дети имеют негрубые нарушения центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает из-за соматической ослабленности, наличия хронических заболеваний, функциональной незрелости ЦНС, а также может стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Дети с ЗПР проходят тот же путь развития, что и дети, не имеющие отклонения в развитии. Однако, темпы развития у них - иные. Нормально развивающиеся дети учатся всему так быстро, что взрослые порой не замечают всех этапов, которые дети преодолевают на своем пути. Для «детей с иным мышлением» создаются специальные условия для развития, воспитания и обучения.

Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия.

Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах .

Основными для процесса воспитания детей с ЗПР являются коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, личностные и ценностно-смысловые компетенции. Перечисленные виды жизненных компетенций должны формироваться у ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи дуг с другом, постепенно встраиваясь в структуру его личности. Главным условием эффективной социализации данной категории дошкольников является именно привитие им социальной компетентности, что непосредственно осуществляется в рамках воспитательной работы

Социальная компетентность по своей природе является интегративной, потому что вбирает в себя схожие умения и навыки, применяемыми дошкольниками в различных сферах деятельности, которые помогают им самостоятельно решать разноплановый спектр трудностей, повседневно возникающих в профессионально-трудовой и социальной жизни.

В целях повышения уровня сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР необходимо как можно раньше начать коррекционно-воспитательную работу в этом направлении.

В первую очередь у данной категории дошкольников необходимо развивать коммуникативные компетенции, так как дошкольники с ЗПР испытывают трудности в установлении полноценного межличностного взаимодействия с окружающими. В рамках воспитательной работы это доступно посредством обучения их приемам взаимодействия с окружающими людьми, формирования навыков коллективной работы и овладения ими различными социальными ролями.

Социализация дошкольников с ЗПР невозможна без речевого общения и взаимодействия. Поэтому воспитатель на занятиях должны развивать у дошкольников навыки выполнения словесных инструкций, учить давать полные ответы на заданные вопросы. Словесные поручения педагогов не будут вызывать трудностей в понимании при условии упрощения инструкции, разбивки ее на отдельные операции, а также при учете имеющегося дошкольного и бытового жизненного опыта дошкольников с ЗПР.  

Воспитательная работа по формированию коммуникативных компетенций может проводиться в форме бесед. Педагог должен включать в беседу с дошкольниками с ЗПР упражнения, которые будут активизировать их познавательную деятельность, и расширять круг представлений об окружающей действительности. Например, в рамках формирования у дошкольников с ЗПР навыка ориентировки на улице можно предложить им составить маршрут от дома до детского сада. Коммуникативные умения данной категории дошкольников активно развиваются в процессе игровой деятельности, в которой моделируются реальные жизненные ситуации в пределах детского сада.  

Целью направления "Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях" является формирование у ребенка с ЗПР необходимых представлений и навыков жизнеобеспечения, осознанного контролирования своего психофизического состояния и своевременного и адекватного сообщения взрослым об изменении самочувствия или о неудобствах, возникающих в процессе учебной деятельности.

Параметр «сформированность самосознания, адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях» необходим для оценки адаптированности ребенка с ОВЗ. Хотя возможности адекватной и дифференцированной самооценки у него формируются позже, чем в норме, его необходимо учить не только оценивать успех/неуспех своей деятельности, но и осознавать свои трудности, привлекать внимание к ним с целью получения помощи.

Формирование социально-трудовых компетенций – это основная задача работы дошкольного учреждения. При воспитании ребенка с ЗПР в семье в условиях гипер- или гипоопеки затруднено формирование у него способности действовать самостоятельно, он не овладевает в необходимом объеме социально-бытовыми навыками или не приучается их использовать в повседневной жизни. Недостаточность бытовых умений нередко может провоцироваться и низким энергетическим потенциалом ребенка, в связи с чем он легко пресыщается и отказывается от субъективно непривлекательных для него нагрузок.

В данном направлении воспитательной работы у дошкольников с ЗПР необходимо развивать навыки самообслуживания, обучать их самостоятельно организовывать свой быт, знакомить с особенностями взаимоотношений между членами семьи, а также способами решения различных экономических проблем, возникающих в жизни каждого человека. Педагог обязан прививать ученикам культурно-гигиенические навыки, формировать представления о доме, обучать пользоваться бытовой техникой, а также развивать трудовые навыки в процессе работы в столовой и в других помещениях детского сада.

 Развивая социально-бытовые компетенции дошкольников с ЗПР, воспитатель может применять такие различные игровые технологии, как сюжетно-ролевые игры и имититационные игры, тем самым проигрывая различные аспекты трудового процесса в целом. Развитие социальных компетенций должно опираться на мотивацию и произвольность деятельности, саморегуляцию, а также на способность учащегося к конструктивному поведению в трудных ситуациях.  

Общекультурные компетенции – это совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих дошкольнику ориентироваться в социокультурном окружении. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности дошкольников, формирование данной компетенции является важной составляющей в процессе работы воспитателя. Большинство дошкольников с ЗПР не владеют социальными навыками, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны.  

Коррекционная помощь в данном направлении позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах.  

Компетенции личностного самоопределения требуют от воспитателя создания специфических педагогических ситуаций, направленных на раскрытие личностных качеств дошкольников с ЗПР. Например, входящее в эту компетенцию умение заботиться о собственном здоровье формируется у дошкольников посредством физкультурно-оздоровительных технологий, применяемых на спортивных мероприятиях, а также на занятиях в форме физкультминуток и динамических пауз, что в целом помогает прививать учащимся знание о необходимости соблюдения здорового образа жизни, и делает это знание положительной личностной установкой.  

Формирование ценностно-смысловых компетенций у дошкольников с ЗПР подготавливает их к включению в социум и улучшает дальнейшее качество их жизни. Данный вид компетенций направлен на развитие способности анализировать события, происходящие в окружающем мире, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, становление механизма самоопределения в различных видах деятельности.  

Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ устанавливает обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, включая и детей с ЗПР:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоения соответствующих возрасту системы ценностей с социальных ролей;
  • специальная поддержка освоения основной образовательной программы.

Мы выделили в качестве предмета рассмотрения одну из областей жизненной компетенции – «дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации». Приведем составляющие ее умения в соответствии с Концепцией ФГОС ДОО для детей с ОВЗ:

  • умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих;
  • умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
  • умение упорядочивать личные впечатления об окружающем мире во времени и пространстве;
  • умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
  • умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию;
  • умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
  • умение замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
  • умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
  • умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми;
  • умение устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Аспект жизненной компетенции в структуре образования детей с ОВЗ предполагает прорабатывание с ребенком определенных знаний, умений и навыков, имеющихся у него в настоящий момент, так как они необходимы ему в обыденной жизни, т.е. здесь и сейчас.

Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением. Важно показать ребенку, как опереться на то, что имеется в его опыте, чтобы он мог соотнести свои собственные события и впечатления жизни с окружающим.

Что бы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей.

Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранении тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода.

Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде.

В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе.

Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:

  1. Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач - это создание нормальных жизненных условий (особенно для детей, которые живут в неблагополучных семьях), соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.
  2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Это направление очень важно для детей, которые имеют дефекты в сенсорной сфере и нарушении опорно-двигательного аппарата. Если будет исправлено сенсорное развитие, то будет успешное формирование творческих способностей детей.
  3. Развитие познавательной деятельности. Это направление является широко распространенным и наиболее разработанным в практике. Потому что при системе психологического и педагогического содействия выявляются развитие всех психических процессов.
  4. Развитие эмоциональной сферы. Это направление помогает адекватно проявлять эмоции и чувства по отношению к другому человеку, а также понимать его состояние.

Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество со взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при не оказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка представляет собой систему профессиональной деятельности, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей с ЗПР на определенном возрастном уровне. Сама работа с детьми с ЗПР имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР:

  • создание для детей с ЗПР благоприятного эмоционального микроклимата в семье и в образовательной среде;
  • изучение индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР в сравнении их деятельности в эмоциональном, поведенческом и учебном плане.
  • оказание коррекционной поддержки;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, которые взаимодействуют с детьми.
  • систематические занятия с детьми в различных видах деятельности;
  • планирование и организация индивидуальной работы с детьми с ЗПР.

На этапе организации учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР, следует учесть несколько важных аспектов. Во-первых, в организации учебного процесса подразумевается использование или создание образовательной программы. Программа для работы с детьми с ЗПР разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, а также в соответствии с образовательными потребностями таких детей. Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР, обуславливает уровень эффективности учебно-воспитательного процесса для развития и коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное воспитание. В первую очередь, предполагается создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие педагог-психолог, логопед и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.

Для достижения эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми ЗПР необходимо учитывать:

  • структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
  • данные о здоровье ребенка;
  • социально-бытовые условия;
  • возраст ребенка на момент поступления в ДОУ.

В организации комплексной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, могут быть использованы различные техники, которые позволяют разрешить такие проблемы, как: повышенный уровень агрессивности и конфликтность; кризисные состояния, в том числе и возрастные; невротические расстройства; психосоматические расстройства; расстройства психоэмоциональной сферы в результате стрессовой ситуации.

Независимо в каком направлении коррекционной помощи работает специалист, необходимо выделить несколько значимых рекомендаций для педагогов при организации работы с детьми с ЗПР:

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить дошкольнику с ЗПР субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т. к. дошкольники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  4. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать дошкольника с ЗПР на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т. к. процесс переключения у них очень снижен.
  5. Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  6. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.
  7. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  8. Педагог не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  9. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).
  10. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.), особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  11. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  12. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  13. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  14. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том материале, который ему интересен. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в работе, что способствует формированию положительного отношения к учению и обеспечит эффективность коррекционной помощи.

Формирование жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР довольно длительный процесс. Его успешность зависит от рационального выбора воспитателем методов и приемов используемых в работе; важно также учитывать индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников с ЗПР. Таким образом, используя положительные качества личности воспитанников, необходимо развивать у них жизненно важные навыки, чтобы после окончания ДОО они могли социально адаптироваться в обществе, быть подготовленными к школьной жизни. В завершение обсуждения этой важной проблемы необходимо заметить, что успех этой работы будет зависеть от объединения усилий всех субъектов образовательной деятельности образовательной организации.

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей группы «Знатоки ПДД»

Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного движения

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в небольшом. Но красивом городе, где много машин, дорог, перекрестков. И чтобы не попасть на дороге в беду, что нам необходимо знать?
Дети: Правила дорожного движения.
Воспитатель: Правильно – ПДД. Поэтому мы свами сегодня собрались вместе, чтобы вспомнить и поговорить о правилах дорожного движения. А вот как вы их знаете, мы сегодня и проверим. А поможет нам в этом гость, которого вы должны отгадать. Послушайте, пожалуйста, загадку:
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный. (Светофор.)
Воспитатель: Да, дети, вы правильно угадали. Встречайте нашего друга Светофорика.
(Под музыку входит на площадку Светофорик)
Светофорик: С виду — грозный и серьезный,
Очень важный Светофор.
С перекрестка, с перекрестка
На людей гляжу в упор.
Я и вежливый и строгий,
Я известен на весь мир!
Я на улице широкой
Самый главный командир!
Все, что хочу я вам сказать,
Должны вы по глазам читать.
Различать вам нужно ясно
Цвет зеленый, желтый, красный!
Светофорик: Что же означает для пешехода красный сигнал светофора? (ответы детей) А желтый? (ответы детей) А зеленый? (ответы детей)
Светофорик: Молодцы, ребята, знаете про сигналы светофора. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Разминка «Сигналы светофора». Светофорик вразбивку показывает сигналы светофора: зелёный свет – маршируют на месте, жёлтый – прыгают на двух ногах на месте, красный – приседают.
Светофорик: А сейчас мы с вами проведём соревнование по правилам дорожного движения. Но для начала нужно построиться в две команды и отгадать загадку.
Светофорик: Я важная машина
Есть кузов и кабина
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты и машины
Я вам доставлю в срок. (Грузовик)
1. Конкурс «Грузовики».
Первые участники команд держат в руках руль, на голову им помещается мешочек с песком — груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает та команда, которая первая выполнила задание.
Светофорик: Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут? (Подземный переход)
2. Конкурс «Туннель». Участники по очереди пролезают в «туннели», обегают стойки и возвращаются к своей команде.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2022/7/20940_5b8233bea2f06219c77873d45d81e4c7.jpg


Светофорик: Он машиной управляет,
Ее к цели направляет.
Едет к пункту назначенья.
Всегда готов он к приключеньям. (Водитель)
3. Конкурс «Перевези пассажиров»
Первые игроки с обручами перевозят вторых детей к стойкам, оставляют их и возвращаются за следующими.
Светофорик: Молодцы. Вы сегодня мне рассказали о сигналах светофора и что они означают. А сейчас я предлагаю вам собрать светофоры из блоков.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2022/7/20940_5bbb1e71d8adf0c7c5a22d61e25b4fb4.jpg


4. Конкурс «Собери светофор» (Дети по одному блоку собирают светофор: красный, желтый, зеленый)
Светофорик:
Полосатая указка,
Словно палочка из сказки. (Жезл)

5. Конкурс «Передай жезл»
(дети встают в круг, пока звучит музыка, дети передают жезл, когда музыка останавливается, ребенок должен ответить на вопрос Светофорчика)
1. На какой цвет можно переходить улицу? (Зеленый)
2. В каком месте можно переходить улицу? (пешеходный переход)
3. Как называются дорожки, по которым идут пешеходы? (тротуар)
4. Назовите часть дороги по которой движется транспорт? (Проезжая часть)
5. Животное, названием которого обозначают участок проезжей части? (Зебра)
6. Звучащий инструмент сотрудников ГИБДД? (свисток)
7. Молчащий инструмент сотрудников ГИБДД? (Жезл)
8. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? (Нет)
9. Сколько колес у автомобиля? (4)
10. Что может произойти, если пешеход и водитель нарушат ПДД? (Авария)
11. Почему опасно играть на проезжей части? (Можно попасть под машину)
12. Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
13. Где можно играть детям? (на площадке, во дворе)
14. Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Светофорик: Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет.
И напомнит, что и как,
Вам в пути (дорожный знак)
6. Конкурс «Дорожные знаки»
Дети, построившись «поездом», едут до стоек и рассказывают о знаках, которые попадаются на пути.
Светофорик:
Движеньем полон город : бегут машины в ряд,
Цветные светофоры и день и ночь горят.
Шагая осторожно, за улицей следи.
И только там, где можно, ее переходи!
Светофорик:
Ребята, а вы знаете, что на дороге разрешается?
Игра «Разрешается-запрещается».
И проспекты, и бульвары — всюду улицы полны.
Проходи по тротуару, только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу (запрещается)
Быть примерным пешеходом… (разрешается)
Если едешь ты в автобусе и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно… (запрещается).
Уступить старушке место… (разрешается).
Всех расталкивать, кричать… (запрещается).
А тихонечко стоять… (разрешается).
Брать мороженое в автобус… (запрещается).
Ну, а яблоки в пакете… (разрешается).
В мяч играть на остановке… (запрещается).
Пропустить маму с ребёнком (разрешается).
Обходить автобус сзади… (разрешается).
Ну, а спереди, конечно… (запрещается).
Если ты гуляешь просто — все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи.
Переход при красном свете… (запрещается).
Светофорик: Какие же вы молодцы! Хочу я теперь послушать стихи
1-й ребенок:
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый – проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажжется красный –
Значит, двигаться опасно!
Лучше наберись терпенья.
2-й ребенок:
Изучай и уважай правила движенья.
«Самый главный на дороге, -
Говорили мне друзья –
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался –
Это ж просто – светофор.
3-й ребенок:
Днем и ночью, в непогоду,
Как бывалый постовой,
Он выходит на дорогу,
Светофор наш друг родной!
Дружат звёзды и Земля,
Дружат реки и моря,
Светофор, давай дружить,
Будем дружбой дорожить!
4-й ребенок:
Светофор – большой помощник.
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
5-й ребенок:
Есть у нас дружок хороший,
С великаном добрым схожий.
Знай: три глаза у него_
Не бояться никого.
Утром, днем, в ночную тьму
Все горят по одному.
И у каждого свой цвет,
Чтоб в пути нам дать совет
Его мы слушаться должны
И нам дороги не страшны.
Светофорик: Вот и подошли к концу наши конкурсы, и в заключение хочется сказать:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда
Чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтоб на дороге
Вы никогда не знали бед.
И чтоб навстречу вам в пути,
Горел всегда зеленый свет.
На этом наше путешествие подошло к концу, будьте внимательны и осторожны на дорогах!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития Воспитатель МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» Аксенова Анжелика Сергеевна

Слайд 2

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников

Слайд 3

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 4

Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах

Слайд 5

Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:

Слайд 6

1. Оздоровительное направление

Слайд 7

2. Развитие сенсорной и моторной сферы

Слайд 8

3. Развитие познавательной деятельности

Слайд 9

4. Развитие эмоциональной сферы

Слайд 10

Рекомендации для педагогов при организации работы с детьми с ЗПР 1. Постоянная поддержка в своих силах. Постепенное возрастание степени трудности заданий пропорционально возможностям ребенка. 2. Обязательное введение организационного момента на каждом занятии. 3. Большой и сложный материал необходимо делить на части и давать их постепенно.

Слайд 11

4. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать дошкольника на какие –либо уточнения, инструкции, так как процесс переключения у них снижен. 5. Использовать зрительные опоры на занятиях, но не увлекаться слишком, так как объем восприятия у них снижен. 6. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического)

Слайд 12

7 . Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. 8. Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут). 9. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).

Слайд 13

11. Создание к дополнительных ситуаций (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использование на занятиях игр и игровых ситуаций. 12. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов 13. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. 14. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 14

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а так же даются рекомендации для родителей воспитывающих детей данной категории....

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В данной статье рассматриваются 4 формы ЗПР, а так же направления психологической помощи детям данной категории....

Консультация для родителей и педагогов: "Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к коррекционной работе. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалистам – психологам, логопедам, дефектоло...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...

Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение ...