Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития
статья по логопедии

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Однако неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечеткая дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, несформированность целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с задержкой психического развития (ЗПР), в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры

Значение их в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Однако неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечеткая дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, несформированность целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с задержкой психического развития (ЗПР), в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ЗПР.

В систему коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают, практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрал играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок . Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразна: пример: наш детский сад; игрушки; времена года; мебель, посуда; из жизни животных; из жизни растений; труд людей; транспорт и т.д.

При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребёнка, практической значимостью тематики для группы в целом.

Практический материал для театрализованных игр распределяем так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь логопеда на этом этапе служит образцом для подражания. Дети, наблюдают, как логопед говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их значении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков героев, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Логопед организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивительно, грустно, тихо). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Картинки иллюстрируют рассказ, сказку. Так, особенно эффективно используется фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появляется туча, из нее сыплются сестрички снежинки, они покрывают землю белым пушистым одеялом. Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно можно разыграть много сценок с куклами бибабо.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Логопед остается активным ее участником. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Большое значение придается оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последние особенно важны для детей с ЗПР, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ». К оформлению игр привлекаем родителей. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам.

Итак, театрализованные игры один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

  • В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
  • Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического.
  • Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа Дошкольного образования для обучения детей с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа-это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особе...

Использование ИКТ в обучении детей с задержкой психического развития.

В статье освещен актуальный вопрос использования ИКТ в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества о...

Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении.

Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении....

Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду

Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их ...

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития...

Презентация на тему "Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития"

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС  ДОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольше...

Консультация для родителей и педагогов: "Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к коррекционной работе. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалистам – психологам, логопедам, дефектоло...