Репродуктивность культуры у детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Крикян Марина Мартиросовна

Важно отметить одну особенность обучения: со стороны культуры обучение не является творчеством, поскольку результат этого процесса — идеальная форма — заведомо задан культурой. дети осваивают то, что уже известно и представлено в культуре. В связи со сказанным выше возникает определенная трактовка роли образования в детском развитии, когда образцы рассматриваются не только как идеальные формы, но и как готовые схемы, которые на_ вязываются детскому сознанию и определяют содержание его будущих продуктов. При таком подходе само мышление ребенка приобретает репродуктивный характер. Основная критика этого подхода Обусловлена вполне оправданным опасением ограничений творческих ВОЗМОЖНОСТей детей, их ориентацией на воспроизведение академических стандартов (Miller, Almon, 2009). При этом многие авторы указывают на необходимость поддержки становления детской личности, ее эмоционального развития, развития креативности и этического сознания (Wardekker, Boersma, А., Теп Dam, G., & Volman, М., 2012).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_reproduktivnost_kultury_doshkolyat.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:



                  Репродуктивность культуры у детей дошкольного возраста.

Важно отметить одну особенность обучения: со стороны культуры обучение не является творчеством, поскольку результат этого процесса — идеальная форма — заведомо задан культурой. дети осваивают то, что уже известно и представлено в культуре. В связи со сказанным выше возникает определенная трактовка роли образования в детском развитии, когда образцы рассматриваются не только как идеальные формы, но и как готовые схемы, которые на_ вязываются детскому сознанию и определяют содержание его будущих продуктов. При таком подходе само мышление ребенка приобретает репродуктивный характер. Основная критика этого подхода Обусловлена вполне оправданным опасением ограничений творческих ВОЗМОЖНОСТей детей, их ориентацией на воспроизведение академических стандартов (Miller, Almon, 2009). При этом многие авторы указывают на необходимость поддержки становления детской личности, ее эмоционального развития, развития креативности и этического сознания (Wardekker, Boersma, А., Теп Dam, G., & Volman, М., 2012).

Конечно, ребенок, который растет в социуме, для того чтобы быть социализированным, должен знать основные правила данного социума. Фактически культурные образцы и выступают носителями таких правил. В этом смысле основу культуры составляют ситуации социального взаимодействия, которые нормированы, стандартны и стабилизируют это взаимодействие. Собственно говоря, культура и не может быть построена по-другому, поскольку социальное взаимодействие предполагает определенность и стабильность. В этом смысле культурные ситуации — это ситуации, которые повторяются много раз и являются репродуктивными. Более того, оказываясь в стандартной ситуации, подчиняясь принятым правилам, ребенок превращается в социальную единицу, индивидуальность которой оказывается невостребованной. Еще раз подчеркнем, что всякая социальная активность опирается на устойчивые формы договоренностей, то есть нормированные ситуации, характеризующие взаимодействие участников процесса социальных коммуникаций. Социальные функции общества рождают потребность в культурных нормах.

Набор задач и ситуаций стандартного характера задают возрастные параметры освоения ребенком культурных форм. Чем больше культурных норм ребенок осваивает, тем прочнее он «вживается» в культуру. Таким образом, дошкольное детство нагружается содержанием, предполагающим максимально возможное освоение культурных норм.

Рутинно-репродуктивный характер многих современных дошкольных учреждений подчеркнут в работе М. Аласуутари и А.-М. Маркстром (Alasuutari, Markstrm, 2011, р. 519—520). Проведенный авторами анали з высказываний педагогов и родителей показывает, что репродуктивность является системной характеристикой дошкольной организации. Очевидно преобладание идеи зависимости ребенка от взрослых и подчинение ребенка взрослому. Требования, связанные с созданием условий для проявления автономии и независимости ребенка, которые выступают в качестве целей дошкольного образования, так или иначе подчиняются порядку, установленному в дошкольном учреждении (Alasuutari, Markstrm, 2011, р. 530).

Аналогичный вывод был сделан в исследования Эйнарсдоттир (Einarsdottir, 2014). Дошкольники говорили о педагогах, как тех, кто контролирует дошкольное учреждение и следит за соблюдением правил, нарушение которых вызывает у них негативные эмоции (Einarsdottir, 2014, р. 695). Таким образом, традиция понимания культуры как системы идеальных форм, идущая от Платона, задает репродуктивный характер дошкольного образования с доминирующим контролем взрослого.

Остается открытым вопрос, за счет чего возможно развитие творческой личности ребенка, если доминирует репродуктивность? В своем исследовании Р. Ченг (Cheung, 2017) на основании опроса педагогов дошкольного образования Китая показала, что хотя развитие креативности отмечается как безусловная ценность, на практике педагоги не имеют возможностей для ее реализации. В ситуации дефицита времени и плотного графика выполнения различных заданий с детьми они выбирают стратегию подчинения детей указаниям взрослого, что делает невозможным проявление достаточной инициативы ребенка. Более того, некоторые педагоги, несмотря на реализуемые образовательные реформы, исходят из того, что успешное занятие — это занятие, проведенное до конца; занятие, на котором дети начинают много говорить, проявлять излишнюю инициативу, не будет эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" на тему: "Наш удивительный мир. Творение мира и человека"

В некоторых дошкольных учреждениях введен факультатив по основам православной культуры. Считаю это правильным. А все споры по поводу нашей многоконфессиональной страны звучат издевательски. Так и хоче...

Мониторинг уровня знаний детей 6-7 лет по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста"

Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по основам православной веры....

Культура питания детей дошкольного возраста

В своей работе использую информационно - коммуникативные технологии, как часть непосредственно – образовательной деятельности в цикле занятий  правильное питание детей дошкольного возраста....

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Культура безопасности детей дошкольного возраста. Презентация "Детям знать положено"

Знакомство детей с правилами поведения в быту и на улице....

Культура безопасности детей дошкольного возраста. Презентация "Детям знать положено"

Знакомство детей с правилами поведения в быту и на улице....