Проект «Художественная литература как средство становления нравственной личности детей старшего дошкольного возраста».
проект

Сидоренко Анастасия

«Художественная литература для детей старшего дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hud_cht.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №189 "Солнышко»

Педагогический проект:

«Художественная литература как средство становления нравственной личности  детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: Сидоренко А.В.

старший воспитатель

г.Камень-на-Оби

Актуальность.

«Чтение в годы детства - это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к

сокровенным уголкам детской души»

В. Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с худ. литературой.

Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков.

Книга признана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания.

Умеет действовать с позиции известных правил.

Умеет объяснять значение слов: «заботливый», « доброжелательный», «отзывчивый», «великодушный» на примерах художественной литературы.

Использует в речи образные слова и выражения.

Знает способы адекватного поведения в общении с незнакомыми людьми при проблемных ситуациях

Умеет контролировать свое поведение и свои поступки

Результаты мониторинга привели меня к выводу о том, что дети не всегда умеют контролировать свое поведение и поступки и действовать с позиции известных правил. Зачастую, зная правила, дети не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.

Мой педагогический опыт показывает, что современные родители недооценивают роль чтения в развитии ребенка . А ведь именно чтение, рассказывание и пересказывание художественных произведений оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие ребенка. Исследованиями также доказано, что особенностью детей дошкольного возраста являются не только большие возможности к восприятию, но и ярко выраженная способность к подражанию и выражению эмоций. В то же время у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность поведения, они не умеют контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание - всё это также часто приводит к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства и ставят перед воспитателями самую первостепенную задачу формирования именно нравственных навыков поведения у детей, так как в процессе накопления опыта они перерастают в нравственные привычки. Необходимо формировать у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, позже навыки, уже превратившиеся в привычки, становятся нормой поведения. Например, привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться к людям с просьбой.

В старшем дошкольном возрасте навыки и чувства, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, уже становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам и интересам, существующим в обществе. Педагог подчеркивает свою вежливость в обращении с детьми, уважает их занятия, не отвлекает без надобности, если ребенок занят чем-то полезным - так дети приобретают вежливость и уважение к окружающим взрослым и сверстникам, положительное отношение к их занятиям, так рождаются чувства привязанности и товарищества.

И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе.

По-разному проявляется и отзывчивость, и взаимопомощь . В раннем дошкольном возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, позже по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью. Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие.

В старшем дошкольном возрасте уже формируется общественное мнение в детском коллективе . Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений , регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки.

Практическая значимость заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы.

Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.

2.Цель.

Воспитание гуманных чувств у детей через чтение художественной литературы.

3.Задачи.

1) Подобрать и изучить методическую литературу.

2)Разработать перспективное планирование по формированию у детей нравственных качеств через чтение художественной литературы для детей 5-6 и 6-7 лет.

3) Подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;

4) Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

5)Повышать педагогическую компетентность родителей.

4. Обеспечение проектной деятельности.

1.Методическое.

 «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 1996г)

М. М Алексеева, В. И Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста » стр 485 – 497 (Москва 1999г)

В. В Зябкина «Методика организации детского чтения »(Журнал «Педагогика ДОУ» №8 2007 год, стр 105-109)

Р. С Буре «Формирование нравственно – ценного поведения у дошкольников» (Журнал «Педагогика ДОУ» № 7 2006 год, стр 61-69)

«Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников » (Москва 1987год)

2.Материально – техническое обеспечение.

Бумага (альбомная, цветная),

Карандаши,

Фломастеры,

Пластилин,

Ножницы.

3.Дидактическое обеспечение.

Наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

5.Предполагаемый результат.

1. У детей формируются гуманные чувства и добрые отношения.

2. Ребёнок будет проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

3. Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.

4. Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.

5. Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.

6. Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.

7. Выразительно исполнять литературные произведения.

8. Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации

6. Предмет исследования.

Использование произведений художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

7. Гипотеза.

Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если использовать с этой целью произведения художественной литературы.

8. Методы реализации проекта:

Наглядные:

Показ (иллюстрации из книг, наглядно – дидактические пособия)

Рассматривание;

Словесные:

Объяснение,

Рассказ,

Художественное слово (стихи, рассказы);

Практические:

Повторение

Самостоятельное выполнение (рисунки, аппликация , лепка).

Игровые:

Дидактические игры,

Пальчиковые игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые

Подвижные.

9. Условия реализации проекта.

Наличие детской художественной литературы по теме проекта;

Мотивация детей, их заинтересованность.

10. Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в течение двух лет в совместной деятельности педагога, детей, родителей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Составление перспективного плана работы на 2 года;

Подготовка наглядного материала;

Работа с родителями (Анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семье», консультация для родителей «Научите ребёнка любить книгу»; совместное участие родителей и детей в выставках; информирование родителей о начале работы проекта)

Основной этап:

Проведение НОД;

Экскурсия в библиотеку;

Проведение викторин;

Драматизация сказок;

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Участие в выставках;

Работа с родителями (индивидуальные консультации)

Заключительный этап:

Обработка и оформление материалов проекта

Проверка достижения целей, задач, гипотезы;

Проведение мониторинга;

Реализуя программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией, использую методические рекомендации «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Конспекты занятий.» Также использую методики, и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет», «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет»

Основной формой знакомства детей с художественной литературой является совместная деятельность педагога, детей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки, в процессе которой решаются воспитательные, образовательные, развивающие задачи.

При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомлю с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др.

В течение двух лет мною были проведены и составлены 6 проектов по знакомству детей с художественной литературой через народные и авторские сказки и рассказы. В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность , продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с родителями. Так, для расширения знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудниками библиотеки, где их знакомили с творчеством писателей, с их произведениями, проводили небольшие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме проекта. В реализации проекта активное участие принимали родители.

Для обогащения книжного уголка в группе детского сада, родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы.

В рамках реализации проекта были проведены выставки рисунков родителей и детей по темам: "Герои русских народных сказок", «Герои коми народных сказок», «Герои рассказов Н. Носова», «У Лукоморья дуб зелёный», «Герои сказок Ш. Перро», «Царство Снежной Королевы», где дети совместно с родителями рисовали и выполняли аппликацию по темам выставки, проявляя при этом творчество и фантазию. Родители принимали активное участие в данной работе.

При проведении проекта мы тесно взаимодействовали со специалистами ДОУ. С воспитателем по изодеятельности проводили аппликацию «33 богатыря», лепили героев по стихотворению «У Лукоморья дуб зелёный». Свои работы дети представляли родителям и принимали участие в выставке посвящённой, проходившей в районной детской библиотеке.

Реализация проекта по сказкам совпала с проведением новогоднего утренника «Путешествие по сказкам Пушкина»

Итогом проекта по сказкам Ш. Перро было совместное сочинение сказки про Красную Шапочку на новый лад.

При проведении проекта «Царство Снежной Королевы» дети прослушивали сказку через аудиозапись и по прослушанному рисовали замок Снежной Королевы, таким, каким они хотели бы его видеть.

Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

В своей работе я использовала технологии проектной и исследовательской деятельности , личностно - ориентированную технологию и здоровьясбережения.

Организация работы в старшей группе.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе.

Для достижения цели решались следующие задачи.

Ведущие образовательные области : «Социализация», «Чтение художественной литературы».

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»

ОО «Социализация:

Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных из чтения литературных произведений.

Содействие творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы.

Развитие интереса к народным играм.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; отчётливости произношения.

Развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.

Развитие у детей чувства юмора.

Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами.

ОО «Здоровье»:

Создание эмоционального благополучного климата в группе.

ОО «Физическая культура»:

Развитие интереса детей к подвижным народным играм.

ОО «Безопасность»:

ОО «Познание»:

Закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с легендами и сказками, игры.

ОО «Коммуникация»:

- Совершенствование речи как средство общения.

Помощь детям в освоении выразительных средств языка.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.

Формирование умения передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений.

Развитие коллективного творчества. Воспитание стремления действовать согласованно, договариваться о том, какую часть работы будет выполнять.

ОО «Музыка»:

Обогащение музыкальных впечатлений детей.

Совершенствование навыков игры на русских и коми народных музыкальных инструментах.

ОО «Труд»:

Расширение представлений детей о труде взрослых через литературные произведения.

Во время чтения сказок я беседовала с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям.

После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения.

Иногда предлагала детям после чтения сказки нарисовать, что им больше всего запомнилось. Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги).

Затруднения у детей вызывают задания - «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы.

После чтения рассказа Н. Носова «Фантазёры» я провела с детьми режиссерскую игру. Дети учились быть актерами, передавать словами, мимикой и жестами характер героев.

Также провели выставки книг и рисунков: «Моя любимая русская народная сказка», «Коми народные сказки», «Рассказы Н. Носова». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Цель выставки книг:

Углубить литературные интересы детей;

Сделать для дошкольников актуальной определенную литературную тему.

Изучала и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение.

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

В течение года систематически читала и рассказывала сказки и рассказы. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Книги подбирались выразительные, яркие. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей старшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

Групповые собрания;

Консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

Выставки книг;

Совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т. к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Поводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Организация работы в подготовительной группе.

Цель: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

Ведущая образовательная область: «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

ОО «Социализация»:

Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

ОО «Чтение художественной литературы»:

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

«Познание»:

Познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

ОО «Коммуникация»:

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение выразительно читать стихи.

ОО «Художественное творчество»:

Развитие образного эстетического восприятия, образных представления, формирование эстетических суждений.

ОО «Музыка»:

Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам.

ОО «Здоровье»: Создание эмоционального, благополучного климата в группе.

ОО «Труд»:

Воспитание желания участвовать в совместной работе с родителями по подготовке костюма к новогоднему утреннику, посвященному

ОО «Физическая культура»:

Закрепление умения самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.

ОО «Безопасность»:

Продолжение знакомства с правилами безопасного поведения во время подвижных игр.

Организуя работу с детьми 6-7 лет по этому направлению, я использовала образовательные технологии: игровые, исследовательские, моделирование. Читая сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» мы вместе с детьми придумали игру «Рыбка желаний». Эта игра помогает сплотить детей, укрепить дружеские отношения, передавая друг другу символическую рыбку, дети желают, что то хорошее, доброе. Благодаря «Сказке о царе Салтане» дети познакомились с отрывками из балета «Лебединое озеро». Новогодний утренник был так же посвящён сказкам и стихотворениям, где родители сшили для детей костюмы по сказкам (33 богатыря, золотая рыбка, морские волны и т. д.).

Благодаря сказке Ш. Перро «Золушка», мы познакомились с костюмами прошлого. С детьми рассматривали иллюстрации «В чем ходили в прошлом».

Благодаря сказке о Снежной Королеве, мы с детьми познакомились ещё с несколькими сортами роз. Провели беседу о людях, живущих на крайнем севере.

Были проведены литературные викторины «Сказки »,

«Сказки Ш. Перро» и викторина по сказке «Снежная Королева». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений. Такая форма занятия - соревнования вызвала большой интерес у всех детей.

Предлагала детям провести игры-драматизации, для них подходят хорошо знакомые детям произведения с динамичным сюжетом, диалогами, возможными для воспроизведения событиями. Например, сказка «Красная Шапочка».

Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьёй.

Для родителей я провела консультацию «Научите ребёнка любить книгу», где родители получили необходимую информацию по теме, обсудили наиболее важные вопросы детского чтения, поделились опытом чтения в семье.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка всё ещё главным образом привлекают действия и поступки. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию более сложный герой, чьё поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами.

Проникновение в содержание произведения требует от детей напряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания, мысли; установить причины событий, разобраться в их переплетении; догадаться о побуждениях героев, об авторском отношении к событиям и персонажам и ещё многое другое.

Для того, чтобы исключить формализм в знаниях о морали, включаю детей в разнообразную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам рассказов и сказок.

Особенно нравится детям, когда они самостоятельно разыгрывают роли, драматизируют, как настоящие актёры. Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Сопоставив результаты работы, отметила такие изменения: у детей изменился уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения и эмоциональной уравновешенности. Дети научились проявлять заботу, сочувствие, взаимопомощь по отношению к окружающим. Они способны понять и оценить точку зрения, стараются разрешать конфликты ненасильственным путём.

Изменилось и отношение к книге: дети уже по иллюстрации или на слух могут назвать произведение и автора, просят почитать ещё. Значит, не прошло мимо, а задело душу.

Заключение.

Анализируя достижения детей, можно сделать вывод, что цель проекта достигнута. Используя в своей практике технологию проектной деятельности, можно сделать вывод, что дети научились различать жанры литературных произведений, пересказывают отрывки из сказок и рассказов, у детей сформирован интерес и потребность в чтении.

Это можно увидеть из мониторинга развития умений и навыков детей.

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста стал эффективней, при использовании с этой целью произведения художественной литературы.

Задачи проекта считаю выполненными, предполагаемый результат нашел свое подтверждение. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...

Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста

В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...