Картотека пальчиковых игр по нравственно-патриотическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа)

Анастасия Сергеевна Новожилова

Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр по нравственно патриотическому воспитанию

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

«Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля —

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля.

Земля, где я сделал (правой рукой)

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то (левой рукой)

К развилке дорог.

И понял, что это (правой рукой)

Раздолье полей —

Частица великой (левой рукой)

Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

«Родина»

(Поочерёдное загибаем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем. Сначала правой рукой, затем левой рукой.)

Вешняя, бодрая,

Вечная, добрая,

Трактором вспахана

Счастьем засеяна —

Вся на глазах она

С юга до севера!

Родина милая,

Родина русая,

Мирная-мирная

Русская-русская. ( В. Семернин)

«Мой город»

Я по городу хожу,

Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки,

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов

(Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей,

(Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Город- это улицы…»

Город – это улицы, проспекты и дома,

(Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу).

Площади, музеи, парков тишина,

(Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

(Разводить пальцы в стороны и соединять.)

Быстрое движенье

(Круговые движения руками, согнутыми в локтях).

Прохожих и машин

(Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

«Город»

Город – это не только улицы

(Сжимают, разжимают кулачки)

И небо, что сильно хмурится.

Город – это ещё и прогулки,

(Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

Домики, скверы и переулки.

В городе украшенье двора-

Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдётся всегда,

(Сжимают, разжимают кулачки)

Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,

 (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

А кто- то рассматривать будет песок.

Город для всех развлечение,

Одна прогулка – уже приключение!

(Сжимают, разжимают кулачки)

Край родной.

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

«Российская семья»

Живут в России разные народы

Массаж пальцев рук

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

Каждого народа язык свой

и наряд

 Руки вперед, пальцы соединить.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

Ладони имитируют плаванье рыбки

Другой – оленевод

Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.

Одни кумыс готовит,

 Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед.

 Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень

Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна

Приседают, поглаживают «траву».

А Родина – Россия

 «Домик».

У нас у всех одна.

Берутся за руки.

«В День единства будем рядом»

В День единства будем рядом, (Сжимать и разжимать кулачки)

Будем вместе навсегда, (Соединить руки в «рукопожатии»)

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить, (Поочерёдно загибать пальчики правой руки , начиная с большого)

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,(Поочерёдно загибать пальчики левой руки , начиная с большого)

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,(Указательными пальчиками «погрозить»)

Чтобы счастьем жизнь наполнить, (Сжимать и разжимать кулачки)

Чтоб под мирным небом спать! (Соединить руки в «рукопожатии»)

«Российский флаг»

Российский флаг трёхцветный –

Бело-сине-красный:

загибают пальчики

Белый- цвет чистоты

поглаживают тыльную сторону то одной, то другой руки

Синий- неба синевы

руки вверх ладонями

Третий- ярко-красный, как рассвет прекрасный

 пальцы рук совместить и напрячь – сделать круглое солнышко, поднимать снизу-вверх – показать как «Солнце всходит»

«Что мы Родиной зовём?»

-Что мы Родиной зовём?

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Дом, где мы с тобой живём!

Показать над головой домик

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём

Руки поднять вверх, расслабить и покачать как березки качаются от ветра

- Что мы Родиной зовём?

 Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Поле..руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины… с тонким колоском ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать как растёт колосок

Наши праздники и песни хлопают в ладоши

Тёплый ветер за окном губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать как дует ветер

- Что мы Родиной зовём?

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Всё, что в сердце бережем!

Прижать руки к груди, плечи вперед

И под небом Синим-синим

Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх

Флаг России над Кремлём!

Ладони совместить, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать как колышется флаг на ветру

«Село»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

(хлопок, кулачок)

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором - чистый двор.

(поочерёдно загибаем пальчики)

«Детский сад»

В нашей группе все друзья

(Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший- это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Дом»

На поляне дом стоит,

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу

В этот домик приглашаем.

«Наша армия»

«Солдаты на параде»

Аты-баты, шли солдаты,                        

( Дети ходят на месте.)

Аты-баты, на базар,                                  

(Ритмично хлопают.)

Аты-баты, что купили?              

(Рисуют правой рукой в воздухе вопрос.

Аты-баты, самовар.                    

(Руки кладут на пояс, слегка наклоняются назад, выпятив живот вперед.)

 Аты-баты, сколько стоит?      

 (Рисуют правой рукой в воздухе вопрос)

Аты-баты, три рубля.          

(Изображают, что отсчитывают деньги.

Аты-баты, кто выходит?  

 (Рисуют правой рукой в воздухе вопрос.)

Аты-баты, это я.              

(Указательным пальцем   показывают на себя)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.

Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

подборка дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию....