Организация эстетического воспитания детей раннего возраста.
статья

Что подразумевается под эстетическим воспитанием? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относится к людям. Эстетически воспитывать ребенка нужно с раннего возраста: это простимулирует развитие творческих способностей, привьет хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация эстетического воспитания детей раннего возраста.

Эстетическое воспитание- целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б. Т. Лихачев)

Что подразумевается под эстетическим воспитанием? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относится к людям. Эстетически воспитывать ребенка нужно с раннего возраста: это простимулирует развитие творческих способностей, привьет хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.

Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.

Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.

Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.

Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Важной задачей эстетического воспитания детей раннего возраста является развитие способности чувствовать, понимать, воспринимать, любить прекрасное в окружающей жизни. Необходимо учитывать, что уже в этом возрасте ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых ее проявлениях. Эстетические чувства для таких маленьких детей носят несознательный характер и для этого необходимо обогащать с помощью разнообразных  средств. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы следующие условия:

- окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

- насыщенность быта произведениями искусства;

- самостоятельная активная деятельность;

- словесное творчество;

- индивидуальный подход к ребёнку.

Общим педагогическим условием эстетического развития детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития эстетических и творческих способностей. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций, творческие задания.

Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства.
При этом нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающее значение в эстетическом воспитании детей имеет пример взрослых - их поступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой. Поведение взрослых должно быть образцом для подражания.

Дети раннего возраста большую часть дня проводят в группе или на небольшом участке, отведенном для прогулок, вблизи здания. Поэтому очень важно соответствующим образом их оборудовать. Светлая, мягких тонов мебель, содержащиеся в порядке пособия и игрушки располагаются так, чтобы детям было удобно, а помещение выглядело красивым и уютным. Большую радость доставляет малышам украшение группы и участка к праздникам. Но в году они бывают нечасто. Поэтому, чтобы порадовать ребят, время от времени надо менять элементы обстановки, вешать новые картины, составлять из игрушек макеты, о которых можно поговорить с детьми.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра- это важнейшее средство воспитания и обучения ребенка. В процессе обучения большое внимание отводится ведущее место в игре детей. Известно, что играющий ребенок менее агрессивен, устойчив к конфликтам, коммуникабелен, внимателен и активен. Кроме всего прочего снимается раздражительность, появляется эмоциональность. Различные игры позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга.

   Нужно, чтобы любая ситуация, возникающая в ходе повседневного педагогического процесса, использовалась воспитателями для обогащения эстетических чувств и восприятий маленьких детей. Это может быть разговор по поводу новой игрушки, красивой рубашки, которую надели ребенку в день рождения, и т.д.

   Разнообразные ситуации нужно создавать и специально. Так, в группе, где воспитываются дети старше полутора лет, нужно иметь набор несложных украшений и предметов для ряженья: венки, яркие фартучки, банты, воротники. Нарядившись, малыши пляшут под несложную мелодию, которую наигрывает воспитатель.

Дети раннего возраста или беспомощны в самообслуживании, или имеют недостаточно совершенные навыки. Поэтому особенно тщательно нужно следить за опрятностью одежды детей, поддерживать чистоту на столах во время кормления, следить за порядком в игрушках во время бодрствования малышей.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка.

Музыка в этом вопросе- незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций. В первую очередь, она формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из  средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям. Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственного и художественно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский), ведь она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в формировании характера ребенка очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» (Н.А. Ветлугина). Поэтому, чем раньше начать стимулировать творческую активность, тем успешнее станет сформировавшаяся личность.

Особое место занимает художественная литература как средство развития интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Художественные произведения не только расширяют представления детей, обогащают его знаниями, но что самое главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Внедряя, восприятие сказки детям,  оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Ведь, как известно, что во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он получает первоначальные представления о театре и его специфике. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Художественно-эстетическое развитие— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Людям во все времена хотелось отразить в рисунках самые яркие впечатления жизни, изобразить окружающий мир.

У детей интерес к рисованию проявляется довольно рано. Изобразительная деятельность помогает детям познать окружающий мир, пробуждает эмоциональную отзывчивость, воспитывает чувство прекрасного, развивает восприятие, мышление, внимание, память, любознательность, мелкую моторику. Часто этот вид деятельности несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребенка.

   На третьем году жизни вводят обучение детей элементам изобразительной деятельности. Причем программа и методика работы здесь строятся таким образом, чтобы дети не только приобретали первый опыт обращения с глиной, карандашами, красками, но и участвовали в создании образа. Этот прием, как и активное участие детей в речевых и музыкальных занятиях, помогает подготовить основу для развития в дальнейшем творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности.

Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему оказывает художественное слово о природе.

Эстетическое влияние труда кроется в самом процессе труда, в его содержании, в целях, в результатах. Правильно организованный детский труд, способен доставить ребенку чувство удовлетворения или наслаждения. Если деятельность ребенка производит значимые для окружающего мира продукты, то это доставляет ему огромную радость и вселяет уверенность в себя. Для того, чтобы труд не ложился на плечи ребенка тяжестью, он должен быть одухотворен общественно-значимой целью, он должен приносить эстетическое удовольствие. Важно создавать такие ситуации, которые давали бы детям выполнять ту или иную работу с особым рвением. Например, приучать убирать за собой игрушки, создавая в голове ребенка установку, что так в комнате будет намного просторней и чище.

В заключение хочется сказать, что главное в работе любого педагога, чтобы образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, что будет подкреплять его уверенность в собственные силы. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.

Эстетическое развитие детей  раннего возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания....

Эстетическое воспитание детей раннего возраста

Методические материалы и рекомендации по эстетическому воспитанию детей раннего возраста в детском саду...

Консультация для родителей "Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста"

Эстетическое воспиание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира....

Эстетическое воспитание детей раннего возраста

Формирование высших эстетических чувств начинается с раннего детства. Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще то...

Эстетическое воспитание детей раннего возраста в ДОУ

Одной из задач эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и любить прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства. И хотя эстет...

"Эстетическое воспитание детей раннего возраста"

quot;Эстетическое воспитание детей раннего возраста"...