Эстетическое воспитание детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Воскобойникова Марина Николаевна

Формирование высших эстетических чувств начинается с раннего детства. Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился ходить, и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания. Необходимо учитывать, что уже в этом возрасте ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей раннего возраста

Формирование высших эстетических чувств начинается с раннего детства. Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился ходить, и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания. Необходимо учитывать, что уже в этом возрасте ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях.

Вопросы эстетического воспитания начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: мебель, игрушки, пособия - должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и красотой.

Еще одним из главных условий является насыщенность развивающей среды произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т. д. Важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности.

Одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Совместное наблюдение с детьми понятных им проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при их виде, вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Пример воспитателя и родителей, их эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.

Основная роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, ласковую речь.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания....

Эстетическое воспитание детей раннего возраста

Методические материалы и рекомендации по эстетическому воспитанию детей раннего возраста в детском саду...

Консультация для родителей "Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста"

Эстетическое воспиание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира....

Эстетическое воспитание детей раннего возраста в ДОУ

Одной из задач эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и любить прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства. И хотя эстет...

"Эстетическое воспитание детей раннего возраста"

quot;Эстетическое воспитание детей раннего возраста"...

Художественно- эстетическое воспитание детей раннего возраста

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...