Проективная методика "Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций"
тест (подготовительная группа)

Шишмагаева Марина Борисовна

Методики диагностики эмоционального интеллекта

 

1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен).

 

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. 

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом. 

image

Обработка результатов.

0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; 

1 балл – изображено человеческое лицо; 

2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). 

Уровень развития эмоционального интеллекта:

Низкий: 0 баллов;

Средний: 1 – 2 балла;

Высокий: 3 – 6 баллов 


 

2. Проективная методика «Три желания» (М.А. Нгуен)

 

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей. 

Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!». 

Обработка результатов.

0 баллов – рисунок отсутствует; 

1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»; 

2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей». 

Уровень развития эмоционального интеллекта:

Низкий: 0 – 3 балла 

Средний: 4 балла 

Высокий: 5 – 6 баллов 

3. Методика «Что – почему – как» (М.А. Нгуен)

 

Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. 

Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы». 

 

Текст для девочек:

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

 

Текст для мальчиков:

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов.

Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера). 

Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам? 

0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно». 

1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам; 

2 балла – конструктивное решение проблемы. 

Варианты конструктивного решения:

- старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»

0 баллов – ребёнок не понимает вопроса. 

1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали». 

2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются» 

 

Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?

0 баллов – ответ отсутствует. 

1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками». 

2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека. 

Уровни развития эмоционального интеллекта:

Низкий: 0 – 2 балла; 

Средний: 3 – 4 балла; 

Высокий: 5 – 6 баллов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_diagnostiki_emotsionalnogo_intellekta.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностики эмоционального интеллекта

1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен).

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. 

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом. 

Обработка результатов. 

0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; 

1 балл – изображено человеческое лицо; 

2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). 

Уровень развития эмоционального интеллекта: 

Низкий: 0 баллов;

Средний: 1 – 2 балла;

Высокий: 3 – 6 баллов 


2. Проективная методика «Три желания» (М.А. Нгуен)

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей. 

Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!». 

Обработка результатов. 

0 баллов – рисунок отсутствует; 

1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»; 

2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей». 

Уровень развития эмоционального интеллекта: 

Низкий: 0 – 3 балла 

Средний: 4 балла 

Высокий: 5 – 6 баллов 

3. Методика «Что – почему – как» (М.А. Нгуен)

Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. 

Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы». 

Текст для девочек:

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков:

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов.

Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера). 

Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам? 

0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно». 

1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам; 

2 балла – конструктивное решение проблемы. 

Варианты конструктивного решения:

- старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?» 

0 баллов – ребёнок не понимает вопроса. 

1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали». 

2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются» 

Как бы ты поступил(а) в такой ситуации? 

0 баллов – ответ отсутствует. 

1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками». 

2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека. 

Уровни развития эмоционального интеллекта: 

Низкий: 0 – 2 балла; 

Средний: 3 – 4 балла; 

Высокий: 5 – 6 баллов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

Отчет о реализации проекта "Чудеса для людей из ненужных вещей".

Отчётоб участии  педагогов  младшей группы «Непоседы» МБДОУ Детского сада № 17 «Звёздочка» в реализации проекта «Чудеса для людей из ненужных вещей».     На основании пла...

Тренинг общения "Люди и эмоции".

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников....

Чудеса для людей из ненужных вещей

Презентация с мастерклассом по изготовлению поделки из бросового материала "Инопланетянин"....

Картотека игр и упражнений на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей

Картотека игр и упражнений на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей...

Презентация «Чувства и эмоции людей»

Презентация «Чувства и эмоции людей»...

"Эмоции людей" в младшей группе

1.Этюд «Зайка подслушивает» (для детей 3-4 лет).Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).Ход: Зайка сто...