Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Тимофеева Елена Евгеньевна

Уровень семейных отношений определяет меру функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис конкретной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям конкретного периода развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._statya_rol_semi_v_vospitanii_detey.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева Е.Е., воспитатель

ГБДОУ детский сад №143 Невского района

Санкт-Петербурга

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

        Уровень семейных отношений определяет меру функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис конкретной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям конкретного периода развития личности.

       Внутрисемейные отношения - это форма межличностных отношений, осуществляемых в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является высшей фундаментальной социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки действий с предметами, основы мышления и речи; познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, постепенно воплощая этот опыт в собственную деятельность.

      На поведение ребенка оказывают влияние родительские позиции [3, с. 53]. Позиция отвержения формирует у ребенка такие черты, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей, вызывает у них беспомощность. Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он вырастает эмоционально неустойчивым человеком. Чаще всего такие дети недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой; они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе.

     Чрезмерная требовательность родителей лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

      Дружеское, лояльное отношение к окружающим вырабатывается при родительской позиции «признание прав ребенка». Дети таких родителей стараются быть по возможности независимыми и больше полагаются на себя. Они более инициативны и креативны.

       Позиция чрезмерного оберегания вызывает у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от родителей, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, требовательность по отношению к родителям, а с другой стороны — постоянное чувство тревоги, боязнь.

       Если родители дарят ребенку разумное доверие, они воспитывают в нем свободную личность, и он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.

      Правильные воспитательные позиции родителей выражаются, в первую очередь, в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

       В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль общения, обеспечивающий ребенку более равноправную позицию по отношению к родителям. Но в некоторых случаях демократический стиль может превратиться в попустительский, что чаще всего негативно влияет на личность ребенка и его образ жизни.

       Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем младше ребенок, тем главнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он взрослеет, его зависимость уменьшается, и, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

На позицию ребенка влияет также количество и порядок рождения детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, также как и первенца - от самого младшего. Существует и особая позиция: единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. В многодетной семье соперничество среди детей - явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться и выделение родителями кого-то из детей. Это вызывает ревность других членов семьи.

       В любом периоде жизни ребенка родители — пример как личность. Благодаря этому с малых лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с рождения одаривают детей одним из прекраснейших человеческих чувств - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбирать спортивные занятия, друзей, помогают решать вопрос о будущей профессии, влияют на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее со взглядами и поведением своих друзей и ровесников.

       Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с детских лет формируют у ребенка нормы, стиль поведения, знакомят с миром человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти законы настолько, что они становятся его собственными убеждениями.

      Снижение воспитательной функции семьи способствует возникновению у детей различного типа нарушений в поведении. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

      В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

      Главное в воспитании человека - достижение душевного единства, нравственной связи родителей и ребенка. Родителям ни в коем случае не стоит пускать на самотек процесс воспитания и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Ребенок нуждается в родительской любви на протяжении всей жизни.

Литература

1. Гозман Л. Я., Алёшина Ю. Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.  -  1991.  -  №4.  - с.84-92.

2. Давыдова Э. Поговори со мной на моем языке // Семья и школа, № 10, 1997.

3.  Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2011.  - 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...

Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....