Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников по ознакомлению с родным краем»
методическая разработка (подготовительная группа)

Базарова Лола Михайловна

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой посёлок. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Патриотическое воспитание дошкольников по ознакомлению с родным краем»

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой посёлок. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». 

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самим близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. С этой целью для детей нашей группы проводятся серия бесед, в ходе которых дети с удовольствием рассказывают о членах их семьи, называя полностью имя каждого, где они работают, чем увлекаются, что они любят делать в свободное время. Проводятся такие беседы как «Улицы города Химки»«Достопримечательности города»«Химки – город космический»«Мы в славном городе живём»«Химки в годы Великой Отечественной войны». Детям очень нравится сочинять небольшие творческие рассказы, так сказать, помечтать на такие темы, как: «Мой город в будущем»«Мой город вечером»«Если бы я был главой города Химки…». Такие творческие рассказы развивают речь, воображение, мышление, учат детей раскрываться, работать на публику. Проводятся дидактические игры «Отгадай что изображено»«Назови улицу»«Отгадай по описанию».

Педагогическим опытом по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем делюсь через социальные сети и Интернет-ресурсы.

Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт.

 Расскажем детям о Химки.

Хи́мки — город (с 1939) в Московской области России.

Химки — один из крупнейших городов-спутников Москвы. Население — 257 757чел. (2021). Химки — третий по населению подмосковный город после Балашихи  и Подольска.

Расположен на берегу канала имени Москвы. Непосредственно примыкает к северо-западу Москвы, граница проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге

По территории города и его городского округа протекают реки ХимкаСходняГоретовкарека Клязьма. Помимо канала имени Москвы, в Химки заходят воды Химкинского и Клязьминского водохранилищ.

Название город получил от реки Химка, на которой было основано предшествовавшее городу поселение.

Территория, которая составляла город Химки до присоединения соседних населённых пунктов в 2004 году, пересекается Ленинградским шоссе и условно делится на две части: Старые и Новые Химки

Герб города (и района) официально утверждён районным Советом депутатов Химкинского района 5 февраля 1999 года (№ 19/2). Герб внесён в Государственный геральдический регистр под № 425.
В чёрном поле золотой скачущий крылатый Кентавр, держащий в распростёртых руках лук и стрелу и сопровождаемый в круг — во главе, в окончании, по сторонам и в каждом из углов, кроме левого верхнего, золотыми звёздами о четырёх, простёртых накрест.

Флаг утверждён 2 сентября 2004 и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 1508. Он представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по диагонали на две части — чёрную и золотую. В чёрной части полотнища — фигуры из герба, изображённые жёлтым цветом — крылатый кентавр и семь звёзд.

Гимн Химок 

Гимн Химок впервые прозвучал на день города — 9 сентября 2013 года в исполнении певицы Людмилы Минченко и заслуженного артиста России Василия Пьянова. Слова для композиции написал профессор, заслуженный артист РФ, член союза театральных деятелей России (СТД РФ), ветеран труда Андрей Борисович Моргунов, а музыку — выпускник Московской консерватории, молодой композитор Денис Дронов. 

Химки — один из самых застраиваемых районов Подмосковья. По итогам 2016 года Химки стали первыми в рейтинге муниципалитетов Московской области по вводу строительных объектов. 

 В Химках, в КБ имени Лавочкина, рождались отечественные космические аппараты, дальше всех улетевшие от Земли в безграничный космос, а также знаменитый Луноход. Под началом Георгия Николаевича Бабакина в КБ имени Лавочкина были созданы луноход и другие лучшие достижения отечественной беспилотной космонавтики. Его имя, мало кому известное, заслуживает памяти на одном уровне с С. Королевым.

Каждая третья ракета-носитель в мире стартовала на двигателях разработки и производства НПО Энергомаш имени В. П. Глушко. Несмотря на все сложности отношений США, на Энергомашевских двигателях выводили на орбиту американские аппараты для исследования Марса, Юпитера, Плутона.  

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина. Чтобы найти верный путь воспитания, многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Знакомство дошкольников с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств воспитанников, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.

Для педагоговработающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора образовательной деятельности, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному городу, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

  Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

      Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

 Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

     Работу над методической темой «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», надо решать через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:

1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;

2) Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;

3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

      В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы. 

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

   Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.

    Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной

весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.

     Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

     Детям очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, а растениями, животными в разные времена года.

  Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т. д. Надо сообщать детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»

       Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т. д.). Во время прогулок собирается природный материал для использования его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.

   Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания, составляя кроссворды на тему «Город Химки» и др.

Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

   Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у озера.

Всё это закладывает первые основы патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...