Рабочая программа «Природа глазами ребенка»
рабочая программа (младшая группа)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. 

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. 

Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или пера - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность программы

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. 

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. 

Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или пера - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

На сегодняшний день развитие творческих способностей детей является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т. д.

Программа очень актуальна и эффективна для развития воображения и фантазии детей, а также творческих способностей.

Программа «Природа глазами ребенка» носит развивающий характер, направлена на развитие общей моторики рук, на воспитание художественного вкуса, любознательности, развитию поисковой активности, стремлению к новизне, развитию речи и творческого воображения.

Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек - забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Красота и разнообразие природного материала, изготовленные игрушки и поделки собственными руками вызывает яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка.

Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы.

При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.

Занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка.

Цель программы

 Способствовать формированию творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического отношения к миру, формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие, умение любоваться своими работами.

Задачи программы

- развивать ощущение, восприятие, обогащать сенсорный опыт детей;

- развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- формировать эстетические чувства: чувства цвета, формы, композиции;

- осваивать технологические приёмы и способы обработки природных материалов;

- передавать выразительность образа;

- использовать материал аккуратно и экономно;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- побуждать к творчеству и самостоятельности.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы 66 часов, которые распределяются следующим образом:

- 2 раза в неделю по 25 минут;

Мониторинг: 1 неделя – сентябрь, 1 неделя – май.

Дидактические принципы построения

и реализации программы

- принцип культуросообразности;

- принцип природосообразности;

- принцип личностно ориентированного подхода;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип интереса;

- принцип естественной радости.

Методы, используемые для реализации программы

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Формы организации работы дошкольников

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе детей. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу дошкольников. Оказывается помощь каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Ожидаемый результат

- научатся различным приемам работы с природным материалом;

- научатся следовать устным инструкциям, создавать поделки из природного материала;

- будут создавать композиции с изделиями;

- разовьют внимание, память, мышление, творческое воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

- проведение выставок детских работ.

Методы оценки результативности программы:

- отслеживание результата (наблюдение, диагностика, беседа) ;

- результаты продуктивной деятельности детей.

Возраст обучающихся – 6 – 7 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп – 6 – 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки детей. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Рабочая программа

                  «Природа глазами ребенка»

                                                                                  МБДОУ д/с № 29

                                                                                  Гр. № 3 «Радуга»

                                                                                 Воспитатель:

                                                                                               Кузьминова Т. И.

                                                                                     

г. Ставрополь

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

С   Е  Н  Т  Я  Б  Р  Ь

I

Мониторинг

Выявить знания детей о природном материале и умении работать с ним.

II

Занятие-эксперимент (лист с дерева на листе бумаги)

- учить ориентироваться на листе бумаги;

- развивать наблюдательность;

- закреплять знания детей основных цветов.

Кот и мышка

- развивать моторику рук, воображение;

- учить выполнять аппликацию из природного материала;

- развивать положительные эмоции детей.

III

«Ежик»

из осенних листьев

- учить выполнять аппликацию из листьев;

- развивать моторику рук, воображения;

- добиваться выразительного образа при изготовлении поделки.

Открытка из засушенных цветков

- учить детей красиво располагать заготовки (цветы) на листе бумаги;

- аккуратно относиться к заготовленному природному материалу;

- воспитывать эстетический вкус.

IV

«Коллаж из осенних листьев»

- учить детей изображать осенний пейзаж из измельченных сухих листьев;

- развивать моторику рук, воображение.

Картинка «Кокосовая пальма»

- учить детей подбирать листья необходимой формы;

- учить детей доводить начатое дело до конца, помогая друг другу

О   К   Т   Я   Б   Р   Ь

I

 

Поросята из картошки

- развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер;

- учить соединять детали при помощи пластилина;

- воспитывать у детей чувства взаимопомощи

Ежик из семечек

- развивать моторику рук;

- учить детей придавать форму ежика из пластилина, вставляя равномерно семечки подсолнечника, придавая образ при помощи пластилина (нос, глаза);

- пробуждать интерес детей к работе с природным материалом.

II

По сказке «Три медведя»

(картошка)

- продолжать развивать творческое самовыражение ребенка через полученные знания и умения.

- учить детей создавать сюжетные композиции из природных материалов и воспитывать стремление к совместной деятельности.

Пингвин

из баклажан

- развивать глазомер, наблюдательность и воображение;

- учить детей выполнять работу по образу педагога;

- воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

О   К   Т   Я   Б   Р   Ь

III

«Божья-коровка» (грецкие орехи)

- учить детей соблюдать последовательность в работе, придавая необходимый образ, сопоставляя с образцом;

- развивать творческие способности ребенка;

- способствовать развитию воображения, восприятия.

Грибок

(пшено-гречка)

- развивать общую моторику рук;

- развивать сенсорные эталоны  (форма, цвет, величина)

- воспитывать аккуратность.

IV

(2 занятия)

Цветы в вазе (фасоль+горох)

- развивать моторику рук, усидчивость, внимание;

- учить детей выкладывать вазу из фасоли, цветы из гороха, придавать цветам определенную форму и цвет при помощи гуаши.

Н   О   Я   Б   Р   Ь

I

Черепаха из фисташек

- развивать мускулатуру рук, внимание;

- учить равномерно располагать фисташки по контуру (черепахи);

- воспитывать самостоятельность, усидчивость.  

Корзина с земляникой (фисташки)

- развивать мускулатуру рук, воображение, умение работать самостоятельно, выполняя словесные указания;

- учить детей выкладывать из фисташек определенные предметы, придавая им образ с помощью красок;

- воспитывать эстетический вкус.

II

(3 занятия)

Цветок из фисташек

- развивать усидчивость у детей, воображение, моторику  рук;

- учить аккуратно склеивать фисташки, располагая равномерно, соединяя друг с другом, придавая объем.

III

(2 занятия)

Виноград

(желуди) (коллективно)

- развивать творческое воображение, эстетический  вкус, умения работать сообща;

- учить предварительно планировать ход работы, работать аккуратно, доводить работу до конца;

- воспитывать желание оказывать помощь друг другу.

Д   Е   К   А   Б   Р   Ь

I

Елка в лесу

(манка)

- формировать практические навыки работы с крупой, равномерно рассыпая на плоскости, не выходя за контур рисунка;

- развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, желание сделать красивую поделку

Дед Мороз

(шишка)

- учить детей самостоятельно подбирать материал для работы, соединять детали между собой, при помощи пластилина, скрепок, клея;

- развивать моторику рук, фантазию, воображение;

- воспитывать художественный вкус, наблюдательность.

II

Снеговик

(соль)

- продолжать детей знакомить с природным материалом и использовать его для изготовления поделок;

- закреплять знания детей об особенностях природного материала;

- развивать мелкую мускулатуру рук;

- воспитывать аккуратность

Снежинка из макарон

- развивать моторику рук, воображение, глазомер;

- совершенствовать умение и навыки в экспериментировании природного материала;

- продолжать учить детей работать по образцу;

- воспитывать аккуратность.

III

Игрушка на елку (шишка)

- продолжать учить детей самостоятельно подбирать природный материал для работы;

- совершенствовать навыки соединения деталей;

- воспитывать настойчивость в достижении целей.

Новогодняя игрушка (шишка)

- учить детей распределять украшения (конфетти) по всей поверхности предмета;

- развивать моторику рук через завязывание банта, ленты;

- закреплять умения детей вырезать круг из бумаги, сложенной гармошкой.

IV

Новогодняя елка (горох)

- развивать моторику рук, глазомер, фантазию;

- учить детей с помощью гуаши   предавать характерные особенности предмету;

- формировать дружеские взаимоотношения в процессе работы.

Я   Н   В   А   Р   Ь

I

Мониторинг

II

Гусеница из скорлупок орехов

- совершенствовать практические умения работы с разнообразными природными материалами;

- развивать воображение, фантазию;

- воспитывать аккуратность.

Гусеница из каштанов

- продолжать совершенствовать практические умения детей работать с разнообразными природными материалами;

- развивать моторику рук, эстетический вкус;

- воспитывать аккуратность

III

(2 занятия)

Цветы  из чешуек еловых шишек

- продолжать учить планировать свою работу;

- закреплять цвет, форму, величину;

- совершенствовать умения детей доводить начатое дело до конца;

- воспитывать инициативу, самостоятельность.

Ф   Е   В   Р   А   Л   Ь

I

(2 занятия)

Поделки из камней (роспись)

- создать условия для положительных эмоций,

- снижать напряжение, совершенствовать навыки ручного труда;

- развивать воображение и творческие способности;

- расширять знания об окружающем мире.

II

Поделки из ракушек

- познакомить детей с разновидностями этого природного материала;

- совершенствовать знания детей о свойствах и особенностях формы, окраски ракушек;

- развивать умения детей использовать разнообразные ракушки;

- воспитывать самостоятельность.

Бусы из желудей

- развивать моторику рук;

- формировать эстетичесий вкус;

- воспитывать внимательность при выполнении работы;

III

(2 занятия)

Рамка для фото из тыквенных семечек

- познакомить детей с новым природным материалом – семечки тыквенные, подсолнуха, королька, арбуза;

- закрепить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления рамки;

- развивать глазомер, эстетический вкус.

IV

(2 занятия)

Панно из семян

- учить использовать различные семена, в сочетании с другими природными материалами, подбирать необходимый материал;

- формировать умение работать с клеем, объективно оценивать результат своей работы;

- развивать самостоятельность у детей.

М   А   Р   Т

I-II

(3 занятия)

Сирень из семян туи

- формировать эстетические вкус к составлению букета  и их изображениям;

- учить использовать в работе семена туи, развивать координацию руки и глаза, внимание, тонкую моторику.

- закреплять название цвета и их оттенков.

II

Букет из ромашек

- формировать практические навыки работы с разнообразными природными материалами, используя пластилин для соединения;

- развивать воображение, глазомер, желание сделать красивый букет;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

III

(2 занятия)

Мимоза из кукурузы

- учить детей составлять букет из семян кукурузы, равномерно распределяя по контуру, укладывая друг к другу;

- развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, умение видеть красоту природы;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

IV

(2 занятия)

Картина-пано «Подсолнух»

- сформировать у детей представление о подсолнухе, создавать его красивый образ;

- учить передавать форму и взаимное расположение частей цветка;

- развивать образное мышление, чувство ритма и композиции;

- воспитывать художественный эстетический вкус

А   П   Р   Е   Л   Ь

I

(2 занятия)

«Цыпленок»

(мозаика из яичной скорлупы)

- познакомить детей с новым материалом для работы;

- развивать глазомер, мелкую моторику рук, внимание, память, умение не отвлекаться во время работы;

- воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

II-III

(3 занятия)

Работа с пером Пано «Гусята»

- развивать творческие способности детей;

- создавать условия для творческого развития личности ребенка;

- пробудить интерес детей к работе с пером;

- развивать творческое мышление, способности анализировать, наблюдательность, инициативу;

- воспитывать уважительные отношения друг к другу.

III-IV

(3 занятия)

Птичка

- продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять детали между собой;

- развивать  моторику рук, творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, наблюдательность.

М   А   Й

II

Мониторинг

III

(2 занятия)

Петух из крупы

- совершенствовать коммуникативные навыки детей, умение самостоятельно ориентироваться в задании;

- формировать общую умелость рук;

- развивать сенсорные эталоны формы, тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

IV

(2 занятие)

Корзина с цветами из скорлупы  фисташек

- развивать творческое воображение детей, умение работать по образцу, подбирать самостоятельно материал, необходимый для работы, создавать, дополнять композицию;

- расширять социальный опыт и обогащать словарь.

Календарный  план 

работы с детьми по программе

«Природа глазами ребенка»

                                                                                  МБДОУ д/с № 29

                                                                                  Гр. № 3 «Радуга»

                                                                                 Воспитатель:

                                                                                               Кузьминова Т. И.

                                                                                     

г. Ставрополь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загляни в глаза ребенка

Небольшая консультация по взаимотношениям с детьми...

программа по художественному творчеству Мир глазами ребенка

В программе написаны основные цели и задачи курса по обучению детей рисованию, учебный план программа, подробное планирование, календарно-теметическое на весь год на все возраста начиная с младшего по...

Мир глазами ребенка

МИР ТАНЦА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизнии от красивой жизни к абсолютной красоте» ПлатонЧто такое танец, и что значат движения в...

Сценарий мероприятия "Природа глазами ребенка". Выстовка детских рисунков посвященная году защиты окружающей среды.

1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. 2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. 4) Формировать у...

Консультация для родителей "Семья глазами ребенка"

Консультация для родителей "Семья глазами ребенка"...

"Идеальная семья глазами ребенка"

Результаты анкетирования детей и родителей по вопросу социального самочувствия семьи...

Рабочая программа "Олонхо глазами детей"

"Олонхо глазами детей"- рабочая программа занятий рисования в старшей группе  детского сада. на основе усвоения материала национального устного народного творчества- эпоса народа саха....