Статья " Особенности возраста и воспитания дети 2-3 лет"
статья (младшая группа)

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего ребенка, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА

            Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом сказки-«воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить. Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.

В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.

ЭТО ВАЖНО!  Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых! Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам.

И не забывайте обучать ребенка приличным манерам. И хотя оценить чужую точку зрения для крохи на этом этапе развития – еще слишком сложная задача, элементарные «спасибо» и «пожалуйста» для разных ситуаций (к примеру, бабушка угостила ребенка конфеткой) вполне ему «по плечу».

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ребенок уже умеет (или почти умеет) довольно много: бегать, прыгать на одной и двух ногах; ходить на цыпочках, на пятках; наклоняться, приседать; преодолевать пороги, ступеньки; бросать и ловить мяч, попадать им в цель; делать два действия одновременно (шагать и хлопать); лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке. В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде. Ребенок начинает активно осваивать новые навыки: надевать майку, носочки; застегивать пуговицы; мыть ручки; чистить зубки; завязывать шнурки; даже чистить свои ботинки. Да, не все получается с первого и даже десятого раза, но он упорно добивается своего, если родители ему помогают, поддерживают и хвалят его за самостоятельность и умения!  Тогда ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Он может: убрать свои игрушки; отнести мусор в ведро; протереть пыль на полке; помочь маме загрузить белье в машину; насыпать корм рыбкам; разложить салфетки, хлеб на столе; убрать на место ложки, вилки.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

На рубеже этого возраста есть два основных момента, которым стоит уделить отдельное внимание: период «почемучки» и «Я-сам!». Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное. От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в бесконечных «войнах» или «мире и согласии».

Кто такой «почемучка», родители малышей знают не понаслышке, ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.

 «Я сам!»

Ребенок научился отделять себя от родителей, до этого он мог говорить о себе в 3м лице (Антоша пошел гулять). Малышу сейчас важно доказать взрослым в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться. Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я». Используя эту особенность, можно «привить» крохе чувство ответственности и способность самопомощи. Поэтому этот период – один из самых напряженных. И теперь родителям, планирующим совершить какое-либо совместное с малышом действие (например, одеть его, чтобы пойти на прогулку) придется учитывать и его желание испытать свои силы в этом процессе (и ваше время). Помните, что для крохи еще слишком тяжело выполнять ВСЕ действия самостоятельно, но даже частичное исполнение (к примеру, надевание ботиночка) заслуживает похвалы. Старайтесь не путать проявление ребенком самостоятельности с непослушанием. Закончиться этот период должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.

Период формирования упорядоченности

В этом возрасте дети еще плохо справляются с внезапно происходящими переменами. Они слишком поглощены своими делами! Мир детей 2-3 лет «держится» на определенном порядке действий (пробуждение по утрам, прогулка, обеды и прочее). Основой такой упорядоченности является работа мозга ребенка, накапливающего с момента рождения целую «коллекцию» ассоциативных моделей. Именно они и помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Если же ситуация не подходит под привычную модель, то ребенок может «взбунтоваться», требуя возвращения в обычное для него русло.

Взяв за основу эти знания, можно довольно легко приучить кроху наводить за собой порядок (например, убирать разбросанные игрушки). Единственное условие – это правило должно распространяться на всех членов семьи! Это важно!

Итак, упорядочьте жизнь малыша:

старайтесь складывать его игрушки на полку, а не в ящик (это научит его выбирать только одну вещь для игры, а не высыпать их все на пол одновременно);

дайте игрушкам имена и объясните, почему с ними надо обращаться бережно;

выделите отдельный уголок в шкафу (или комод) для его одежды; а также место для хранения его обуви (не забудьте показать, что оба ботинка надо аккуратно ставить рядом);

давайте ему небольшие поручения по дому (малыши в этом возрасте уже могут запоминать места, в которых хранятся те или иные вещи).

Познавательная деятельность

 

 В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя. Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает. Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный запас.

 

 Развивается познавательная деятельность: ребенок может различать размеры предметов; количество (много, мало, один); названия и назначение предметов; предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот); обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).

 

Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма). Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша: разучивать с ним простые четверостишия; учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез; чем отличаются две похожие картинки. К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов

Интересы, воображение, творчество

 Интересно маленькому исследователю все: слушать мамино чтение (теперь он уже вникает в суть услышанного, запоминает, анализирует, может пересказать сюжет в общих чертах); он может описать происходящее на прогулке, изображенное на картинках, увиденное в мультике; придумать, чем заняться (при этом ребенок может синтезировать самые невероятные эксперименты – наряжать кота, красить мамино тесто для пирога, рисовать на ботинках и т. д.), фантазировать. Это одно из самых ярких проявлений возраста – чем невероятнее фантазии малыша в этот период, тем полноценнее развивается его интеллект. При этом за выдумки ребенка не нужно ругать – наоборот, буйная фантазия достойна похвал и развития взрослыми.

 Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепке, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д. В этот период важно обеспечить ребенку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми), мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы, мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми, это придаст малышу уверенности.

Это важно! Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.

Интеллект, логика, память, мышление

 Сейчас маленький исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Например, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул. Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»). Но ему пока сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, и его нужно учить концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут. Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет: собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков); определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице); различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый); находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста); определять предмет по его описанию; описывать сюжет картинки; рассказывать, что делал в течение дня.

Это важно!  Если ребенок в 2,5 года пользуется для рассказа односложными предложениями, провоцируйте его на развернутые ответы наводящими вопросами и просите затем собрать все ответы в один полный. Показывайте пример, если малыш не смог сделать это с первого раза.

Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: и вашему ребенку не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл…

 

Любите своих детей сердцем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizk-ozdor._rabota.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по проведению физкультурно - оздоровительной работе с детьми ясельного возраста

 Период раннего детства характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умениями преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь.

    Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно.

    В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все эти особенности физиологического развития детей раннего возраста следует учитывать при проведении занятий по физкультурной культуре.

    Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

    Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты обучение дает, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие).

    Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому все упражнения, новые и знакомые, проводятся вместе со взрослыми и по его показу.

     Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять минимальные требования. Движения ребенка этого возраста считаются правильными даже тогда, когда, повторяя за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное.

   

    Все формы организации физического воспитания: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, повседневная работа по физическому воспитанию взаимосвязаны.

               Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Оздоровительные задачи решаются на занятиях путем организации  рациональной двигательной активности детей.
  2. Воспитательно-образовательные задачи – путем формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, закрепления правильных двигательных навыков.

 

  1. Моторная плотность занятия – 80 % и более (для прогулок – 60% и более).
  2. Целесообразной является частая смена упражнений при многократной (8 и более раз) повторяемости одного и того же упражнения.
  3. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения, способствующие улучшения осанки – разминочного и гимнастического характера, выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника.
  4. В ряде занятий проводится обучение детей приемам мышечного расслабления.
  5. При планировании занятий необходимо учитывать не только условия проведения занятий, подготовленность детей, но и последовательность формирования навыков каждого движения путем подобранных в возрастающей сложности игр.
  6. По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.
  7. Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах  +19 +20.
  8. Дети должны быть  в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или матерчатых тапочках. Взрослый также в спортивной одежде.
  9. Для занятий целесообразно объединять детей по7-9 человек, учитывая не только возраст, но и двигательный опыт каждого ребенка.
  10. Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, поэтому следует использовать различные методы, менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя характера движений.
  11. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2 –3 занятий.
  12. Подвижную игру следует проводить в течение 2 занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большие заинтересованность и внимание, преодолел некоторые затруднения.

Воспитатель в работе может использовать готовые комплексы упражнений для занятий или составлять их сам, придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. Учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта.
  2. Не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2 –3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения.
  3. Проводить подвижную игру после всех упражнений; она должна быть закончена спокойной ходьбой.
  4. Подбирая упражнения, учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног).
  5. Обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц.
  6. Примерно половину упражнений проводить из исходного положения сидя, на четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног.
  7. Предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия.
  8. Применять поточный и фронтальный методы организации детей, иногда использовать для упражнений в основных видах движений инвентарь  и пособия, с которыми дети выполняли общеразвивающие упражнения.

    Занятия по физической культуре с детьми 2 года жизни предусматривают

  • Ходьбу (развивающую равновесие)
  • Ползание (лазанье)
  • Бросание, катание
  • Некоторые игровые и общеразвивающие упражнения
  • Игры с движениями

    Занятия по физической культуре с детьми 3 года жизни предусматривают

  • Ходьбу (развивающую равновесие)
  • Бег
  • Ползание (лазанье)
  • Бросание, катание, метание
  • Прыжки
  • Общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные)
  • Сюжетные подвижные игры с простыми правилами

                  Особенности развития основных видов движений.

 

Виды

движений

Второй год жизни

Третий год жизни

Ходьба и

Равновесие

   Появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями.

 Нецелесообразно проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку – малышам это не под силу.

   Закрепляют умение ходить игровые подражательные упражнения «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат».  

  Необходимы многократные упражнения в ходьбе по дорожке, доске, ребристой или наклонной плоскости и их повторения в новых сочетаниях и ситуациях.

   Приучаем детей ставить поочередно сначала одну ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, и спускаться, избегая при этом спрыгивания на пол, так как прыжок в глубину не соответствует возможностям детей этого возраста.

   Ходьба детьми 3 года жизни еще не вполне освоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться.

    Следует показывать, как правильно ходить, чтобы подражая взрослому, малыши ходили, как им удобнее, особо не обращая внимания на взмахи рук и высоту подъема ноги.

   На 3 году жизни применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, ходят по прямой и извилистой дорожке, переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч.

   Упражнения в равновесии однообразны, требуют напряжения, внимания и сосредоточенности. Проводить их следует в игровой форме.

Бег

На 2 году жизни при беге у детей наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног не согласованы. Все это влияет на скорость бега.

   Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, чтобы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук.

   На занятиях целесообразно организовывать бег одновременно всей подгруппе, чередуя его с ходьбой. Во избежание столкновения воспитатель указывает направление, особенно в подвижных играх, где бег связан с эмоциональными переживаниями.

Ползание и

Лазанье

  Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в этом виде движения (ползание, подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.

    Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помогает им правильно двигаться.

    Ползание целесообразно сочетать с переползанием через бревно, гимнастическую скамейку, а также подползанием под веревку, рейку, дугу и т.п. любым способом, удобным для ребенка.

   Ползание на четвереньках по наклонной доске или гим. Скамейке включается в занятия во второй половине года.

   Лазанье осваивают медленнее, т.к. они боятся высоты. Воспитатель должен следить, чтобы малыш не отпускал обе руки, а поочередно переставлял руки и ноги. Упражняться на лесенке-стремянке, занимаясь индивидуально.

  Дети 3 года жизни ползают быстро и уверенно. При обучении использовать показ с объяснением. При выполнении воспитатель находится рядом и при необходимости поддерживает ребенка.

   Напоминать детям, что ползаяпо скамейке, надо смотреть вперед, для чего в конце ее на расстоянии 1-2 м на стул сажают игрушку, на которую они смотрят.

Прыжки

Вначале малыши в возрасте 1г8м, 1г10м наблюдают за выполнением прыжка взрослым, постепенно начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, туловище и учатся переносить вес тела с одной ноги на другую. Так возникают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед.

    Следует обучать детей мягкому приземлению, не обращать особого внимание на движения рук.

 Появляется и интенсивно формируется прыжок, который требует согласованной работы мышц, определенной координации движений.  

    Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижения вперед, прыжков в длину с места и в глубину.

    Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения в последующие годы.

   Воспитателю необходимо систематически показывать правильные движения при прыжке – легко, на носках подпрыгивать на месте, энергично прыгать вперед, мягко приземляться.

   Конкретные задания даются в игровой форме или в виде подражательных упражнений и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднений у детей. В занятия поскоки (не более 15-20 с) включаются систематически, после них следует спокойная ходьба.

Метание,

катание

На 2 году жизни ребенок начинает осваивать упражнения в метании.    

    Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и передавать предмет двумя и одной рукой. Ребенка заранее знакомят со свойствами предметов, показав, что мешочек с песком падает, мячик подскакивает и катится. После этого начинается индивидуальное ознакомление.

   Бросание одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы доступны детям второго года жизни. Только надо следить за тем, чтобы и правой и левой рукой ребенок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища произвольное.

    Несколько сложнее детям катать, отталкивать мяч обеими руками, но во 2 половине года они с этим заданием успешно справляются.

   Метанию в цель малышей раннего возраста обучать не следует, целесообразно только ознакомить с этим видом действия.

   Детям 2 года не доступны упражнения в ловле мяча, поэтому они не включаются в занятия.

   При метании двумя руками дети 3 года поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя «Бросьте мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить движение более энергично.

   Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (бросить до линии флажков, перебросить через гимнастическую скамейку, сетку, ленту) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания.

   Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно проводить со всей подгруппой, так как это повышает моторную плотность занятия.

   Обучение бросанию и ловле мяча проводится индивидуально. Ловля кого-либо предмета после бросания его маленьким ребенком не под силу детям данного возраста.

   Малыш 3 года жизни может поймать мяч только после точного броска взрослого, когда предмет сам падает ему в руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста от 1,5 до 2 лет"

В возрасте 1,5-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся ли...

Особенности возраста и воспитания детей 2-3 лет

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального  и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего ребенк...

Статья на тему: "Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет"

                                 Статья на тему:      "Особенности развития и воспи...

Статья на тему:Особенности возраста и воспитания детей 2-3 лет

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, воз...

Консультация "Особенности возраста и воспитания детей 4-5 лет"

Консультация об особенностях развития и воспитания дошкольников 4-5 лет....

Особенности возраста и воспитания детей 2-3 лет.

Особенности возраста и воспитания  детей 2-3 лет....