Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе на тему "Животный мир нашего края"
проект по окружающему миру

Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе на тему «Животный мир нашего края»

 

Цель проекта: обобщение и расширение знаний о диких животных с учётом региональных особенностей  Ханты – Мансийского автономного округа.

Задачи проекта:

1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.

2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).

3. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.

4.Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем диким животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе на тему «Животный мир нашего края»

Воспитатель: Жульдикова А.В, Бондарчук О.В

2022

Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе на тему «Животный мир нашего края»

 

Цель проекта: обобщение и расширение знаний о диких животных с учётом региональных особенностей  Ханты – Мансийского автономного округа.

Задачи проекта:

1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.

2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).

3. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.

4.Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем диким животным.

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: 2 недели.

С 1 февраля  по 15 февраля 2022 г.

Содержание проекта:

Первый этап – подготовительный

«Планирование работы по реализации проекта»:

-Подбор иллюстраций по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр.

-Подбор игрушек диких животных, атрибутов для подвижных игр и драматизаций.

-Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, стихотворений, физкультминуток по теме.

Второй этап – основной

«Реализация проекта»

-Беседа о диких животных.

-Драматизация сказок.
-Продуктивная деятельность.
-Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование (разукрашивание) животного леса с составлением описательного рассказа о нем, чтение стихотворений, загадок.

Третий этап – заключительный 

-Создание альбомов: «Зеленая аптека», «Дикие животные леса».

Цель: подвести итог работы, побудить родителей и детей нарисовать дикое животное и рассказать стихотворение.

Актуальность темы проекта заключается в том, что бы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты – Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа и её обитатели  - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей. Детям младшей, средней группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир диких животных очень разнообразен, интересен, но не совсем  раскрыт  для изучения детьми. Дети младшего среднего возраста имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных ХМАО - Югры и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.

Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через художественно-творческую деятельность с объектами живой природы.

Основополагающий вопрос: Может ли быть наша планета без животных?

Проблемный вопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?

Участники проекта: воспитатели, родители и дети разновозрастной группы «Малышок».

Характер деятельности по проекту: познавательно-творческий.

Предполагаемый результат для детей:

  • В процессе реализации проекта дети научатся: 
  • Иметь  представление о диких животных нашего края.
  • Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
  • Знать о взаимосвязи с другими обитателями.
  • Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
  • Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
  • Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.

В итоге реализации проекта будет создан альбом «Дикие животные», макет «Домашние животные», вечер стихов и выставка рисунков детей о животных. Карта - нашего края «Обитание диких животных».

 Изготовление дидактических игр по экологии.

Предполагаемый результат для воспитателя:

Презентация проекта «Животные нашего края».

Направления работы

Совместная деятельность педагога с детьми

Игровая деятельность

1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке».

2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где чья мама?», «Чьи следы?», «Поймай рыбку»(домашние и дикие животные).

3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей»

Коммуникативная деятельность

1. Составление рассказов о животных.

2. Обогащение словаря детей.

3. Беседа с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»;

4. Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»;

5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме.

6. Чтение художественной литературы

7. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса.

8. Загадывание загадок о животных.

9. Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца называют косым?», «Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».

10. Просмотр слайдов по теме.

Творческие задания «Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы».

Обучение правилам поведения в природе.

Ведение календаря природы.

Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным».

Рассказы педагога из личного опыта о животных, тематические прогулки.

Продуктивная деятельность

Лепка «Ёжик», рисование животных наших лесов, аппликация «Зайчик в лесу»,

Театрализованная деятельность

1. Пальчиковый театр «Зоопарк».

2. Импровизация «Заюшкина избушка».

Двигательная деятельность

1.П/игры: «Пустое место» , «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».

2.Загадки- движения «Угадай животное».

3.Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик». «Сидит белка на тележке», «Зайцы», «Есть у каждого свой дом», «Ёжик по лесу идёт».

4. Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», « Между ёлок, между сосен…»; « Скучно белочке в дупле».

5. Спортивное развлечение на прогулке «На лесной тропинке».

Прогулки:

«Кормление птиц зимой».

Наблюдение «Чьи следы»

Музыкальная деятельность

Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит».

Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь».

Хороводная пляска: « Медведь с пирогами».

Слушание аудиозаписи: «Звуки леса».

Музыкально ритмические движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных».

Оформление карты нашего края:

«Обитание животных нашего края».

Взаимодействие с родителями.

Оформление родителями альбомов: «Зеленая аптека», «Дикие животные».

Рисование с детьми «Дикие животные ХМАО - Югры».

Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»

Подведение итогов

В заключении можно отметить, что работая над данным проектом, мы обратили внимание на следующие моменты:

  1. У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных и птиц , овладели некоторыми правилами поведения в природе.
  2. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
  3. Отражают свои впечатления о животных в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
  4. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

В процессе работы над проектом была установлена тесная связь с родителями. Нами были предложены рекомендации для родителей по приобщению детей к животному миру. Родителям было предложено вместе с детьми посетить зоопарк, понаблюдать за животными и за их образом жизни. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе и животным родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

Достигнутый результат

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы расширили знания детей о животном мире нашего края; сформировали умения определять признаки сходства и различия во внешнем строении животных и птиц, в среде обитания и образе жизни.

У детей младшей, средней группы сформирован интерес к познанию нового, интересного о жизни животных, об их повадках. Они с интересом включаются в разные виды продуктивной деятельности, особенно когда перед ними поставлена проблема (загадка), это создаёт положительную мотивацию для плодотворного продолжения деятельности .В процессе работы над проектом мы развивали у детей память, внимание, мышление, воображение, расширяли словарный запас; сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Список литературы:

1.Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова (и др.).-СПб .:ООО» Издательство «Детство –ПРЕСС»,2013.

2.Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство» Средняя группа /авт. сост. Н.Н. Гладышева, Ю.Б.Сержантова.-Волгоград:Учитель,2014

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

4. Кравченко Н.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и старшая группы: Методическое пособие / Под ред . Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой .- М.,ТЦ Сферв,2010.

5. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс»,2011г..

6.Комплексные занятия с детьми 4-7 лет/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Изд.2-е,доп.-Волгоград, «Учитель»,2013г..

7.Вострухина Т.Н.,Кондрыкинская Л.Л.Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.:ТЦ Сфера,2012.

8. Юный эколог.Система работы в средней группе детского сада.Для занятий с детьми 4-5 лет. –М.:Мозаика-Синтез,2010.

9.Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет/Е.А. Агаева, В.В. Брофман, А.И.Булычева и др. – М.:Просвещение,1991.

10.Комплексные занятия с детьми 4-7 лет/авт.-сост.О.Ф. Горбатенко.-Изд.2-ое,доп..-Волгоград.Учитель,2013.

11.Н.А.КарпухинаКонспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистовДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2009..

12. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. –Изд. 2-е. Волгоград; Учитель,2013.

13.Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей м методистов ДОУ.- Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2008.

14.Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей.В 2 кн.Кн.1/авт.-сост.С.Д.Томилова-М.:Астрель.2009.

15. Хрестоматия по литературе для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений./Авт. Сост. – Л.Г.Горькова.- Воронеж,1995.

16.Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет\ .Т.В.Калинина.- Изд. -2-е. –Волгоград:Учитель,2015.

17. Трясорукова Т.П. Гимнастика для пальчиков -для девочек и мальчиков/Т.П. Трясорукова.-Изд.2-е,стер.-Ростов н/Д:Феникс,2012.

Приложение

Игры и упражнения на тему: «Животные наших лесов».

Игра с движением «На водопой».

Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно).

Подвижные игры

 «Пустое место» «Узнай по голосу»

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,

К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,

- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,

- Кто там? Нас по голосу узнает.

- ……..(Саша)

- Зачем пришёл?

- Побежали вперегонки, как …….

(зайцы, медведи, лисы и т.д.)

Дидактические игры

Д/и «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата). У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата). У ежихи  - … (ежонок, ежата).

У волчицы  - … (волчонок, волчата). У белки  - … (бельчонок, бельчата).

Д/и «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Д/и « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.

Д/и «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

Физкультминутки

 «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. 
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. 
“Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, 
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, 
Потянуться.
Обязательно зевнуть, 
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. 
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть 
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. 
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, 
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, 
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе 
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – 
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

 «Медвежата»

Медвежата в чаще жили головой они крутили

Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)

Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)

А потом они устали и в берлоге крепко спали

Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)

Артикуляционные упражнения

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лег.

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим

«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.

«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Речевая гимнастика:

Су-су-су, су-су-су.

Белку видели в лесу.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко):

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит леса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Проект по экологическому воспитанию в младшей группе по теме: «Песок и вода наши лучшие друзья»

Цель: Знакомство дошкольников со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Задачи:·        Продолжать обогащать чувственный опыт...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу"

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....

Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе детского сада"Природа мордовского края"

Данный проект имеет познавательно- творческую направленность,расчитан на один учебный год и знакомит дошкольников с флорой и фауной республики Мордовия...

Проект по экологическому воспитанию в младшей группе «Наши пушистые друзья»

Проект по экологическому воспитанию в младшей группе  «Наши пушистые друзья»...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....