«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад № 43»

 

 

 

                                  Мастер-класс для воспитателей

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

                                                                Провела воспитатель: Терентьева Т.Г.

 

 

 

 Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессионального опыта использования фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, В своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Решение данной проблемы составляет цель моей работы: повысить уровень познавательной речевой активности дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

- определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;

- проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

- показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Практическая часть.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки,  пословицы, поговорки, колыбельные песни ,прибаутки

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

В игре «Помогите вспомнить» предлагаю детям следующую ситуацию:

Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка?

«Репка»

Кого из действующих лиц я не назвала?

И что же они вытащили?

Спасибо, я сразу вспомнила, что это сказка «Репка». Как вы мне помогли.

Для активизации речевой активности предлагаю детям в игре «Угадай-ка» ответить на следующие вопросы:

Детям необходимо ответить на такие вопросы:

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

 3. Нужно похвастаться как Заяц-Хваста.

Умницы, вы настоящие зайцы, сколько эмоций, мимики, спасибо вам за импровизацию. Вы так здорово  изображали героев, эмоционально, что хочется играть и играть с вами дальше.

Пословицы и поговорки — это короткие и выразительные высказывания, в которых запечатлены наблюдательность и мудрость людей. Как правило, поговорка описывает какое-то явление, но не даёт ему моральной оценки. Пословица же состоит из двух частей: в первой описывается явление, а во второй выражается его оценка, положительная или отрицательная, и даётся поучение, рекомендация, как нужно поступать.

И сейчас я предлагаю поиграть в игру « Доскажи пословицу».

Что видел — правда, что слышал — ложь.

Съешь целый сад, съешь одну виноградину — грех одинаков

Своя дочь лучше, чем чужой сын.

Не женись, если расхваливает мать, а уважают соседи, не упускай

Когда пастухов много, овцы дохнут

Лающая собака за ногу не схватит

Хорошее слово и кинжал отведёт

У храброго джигита язык несмел

Только тот, кто искренне жалеет, скажет горькое слово

Чужими руками легче крапиву рвать

В своей норе и мышь подобна льву.

Что- то мы засиделись, поэтому я предлагаю поиграть в  игру «Хан и черная ворона»

Колыбельная песня - дар прошлого, которая первым встречает ребенка в этом мире. Очень важно, чтобы ребенок услышал первые слова на родном языке, важно какой звук услышит ребенок и  у каждого народа есть свой ритм.

Р.Гамзатов писал « Если бы не было  колыбельной, не было бы на свете и других песен». Поэтому я сегодня спою колыбельную на кумыкском языке.

Заключение.

Ну, а закончить свое выступление, я хочу вот такими словами.

 Попевки, поговорки ,потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ним обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему  миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность,  ритмичностью, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка. Как однообразно говорят в народе «С молоком ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...

Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...