Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи на тему

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педагог должен обладать рядом компетенций для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. К одной из компетенций относится – методологическая компетенция, которая подразумевает умения педагогом применить на практике методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности воспитанников. Использование тех или иных методов и приемов характеризует не только профессионализм педагога, но и отражается на детях, с которыми он работает, потому что на человеке оставляет отпечаток все, что с ним происходит, будь-то взрослый или дошколенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva_o._a._statya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

     ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педагог должен обладать рядом компетенций для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. К одной из компетенций относится – методологическая компетенция, которая подразумевает умения педагогом применить на практике методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности воспитанников. Использование тех или иных методов и приемов характеризует не только профессионализм педагога, но и отражается на детях, с которыми он работает, потому что на человеке оставляет отпечаток все, что с ним происходит, будь-то взрослый или дошколенок.

Одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО, является «Речевое развитие», как написано в Стандарте: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры,  развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…».

Воспитывая детей, мы не имеем права забывать о своих истоках, о традициях и обычаях русского народа. С раннего детства мы знакомим детей с ними, пытаемся передать лучшее наследие народа, накопленное веками.

Известный русский поэт и драматург, переводчик Иосиф Александрович Бродский сказал: «Фольклор – песнь пастуха – есть речь, рассчитанная на самого себя: ухо внемлет рту».

Что это значит? Качая дитя на руках, мать с любовью и нежностью напевает ему колыбельную песню, которую ей когда-то напевала ее мать. Из уст в уста – принцип передачи от поколения к поколению народного творчества, народной мудрости – фольклора.

Использование фольклора в детском саду способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте – что является важным компонентом в развитии современного дошкольника.

На занятиях по развитию речи мы используем скороговорки и чистоговорки,  которые ориентированы на формирование четкой, чистой, без звуковых отклонений речи. Один из принципов ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства. Поэтому задача педагога по максимуму в дошкольный период жизни, познакомить воспитанников с разнообразием фольклора: с песнями, частушками, прибаутками, народными танцами, русско-народными сказками, театром, в том числе кукольным, изобразительным и прикладным искусством и многим другим.

Детство ценно тем, что оно полно поиска, поиска новых идей и открытий, поиском себя в этом мире. Через знакомство и изучение фольклора воспитанники могут удовлетворить эту потребность.

Значение фольклора в развитии детей очень высоко, разберем влияние нескольких видов народного творчества на развитие речи у дошкольников.

Песни и частушки. Человеческие слух и речь тесно связаны. В младенческом возрасте, малыш старается подражать услышанным звукам. Принцип подражания остается у ребенка до тех пор, пока он не освоит лексикон в достаточной мере. Отсюда вывод: чтобы грамотно и чисто говорить -  нужно слушать грамотную и чистую речь. Чтобы слышать речь со всей эмоционально-выразительной окраской необходимо развивать слух, в этом помогут песни и частушки.

Разучивание с воспитанниками песен и частушек поспособствует не только развитию памяти и слуха, но и поможет в формировании правильного звукопроизношения. Нельзя не отметить тот факт, что пение способствуют эмоциональному подъему, который благоприятно сказывается на развитии  ребенка на разных этапах его жизни.

Русско-народные сказки. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Поэтому чтение с детьми сказок-маленьких моделей мироздания, их пересказ поспособствуют комфортному овладению родного языка. Сказки стимулируют не только речь, но и память, мышление. В последние время практика показывает, что дети, придя в детский сад, практически не знают сказок. Рекомендую, уделить этому вопросу особое внимание.

Театр. Театральная деятельность стимулирует активную речь и развивает артикуляционный аппарат детей. При театральных постановках воспитанники вступают в диалоги, разучивают монологи, это способствует формированию навыков общения и развитию монологической и диалогической форм речи. В актерской игре у детей формируется эмоционально-выразительная сторона речи, поэтому театральная деятельность в ДОУ наряду с игровой  должна быть ведущей.

Когда у ребенка грамотная, чистая, сформированная речь он чувствует себя уверенным, успешным и счастливым. Задача воспитателя - поспособствовать полноценному проживанию воспитанниками всех этапов дошкольного возраста. Справится с этой задачей, вам поможет народное творчество.

Список используемых источников:

  1. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: В 4 т. / сост. Г. Ф. Комаров. — СПб.: Пушкинский фонд, 1992—1995.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...