Предметно – развивающая среда по познавательно – исследовательской деятельности.
консультация (средняя группа)

Правильно организованная предметно развивающая среда  позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои  силы и способности; научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, и это лежит в основе развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gmo11.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда по познавательно – исследовательской деятельности.

Воспитатели МАДОУ детский сад № 4

Фарафонова Л.Ю.

Чтобы видеть все вокруг

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай – попробовать – и я запомню.

            Предметно-пространственная среда- это система материальных объектов ребенка, обладающая признаками информативности, неисчерпаемости и удовлетворяющая потребности ребенка в новизне и экспериментировании.

Роль пространственно – развивающей среды 

Среда должна выполнять:

  • образовательную,
  • развивающую,
  • стимулирующую,
  • организационно-коммуникативную функцию

         Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

         Для детей вся окружающая среда является источником познания и исследования.

Основная цель воспитателя        - познакомить ребенка с многообразием предметного окружения ввести его в этот мир, научить его по-разному взаимодействовать с предметами.

Правильно организованная предметно развивающая среда  позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои  силы и способности; научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, и это лежит в основе развивающего обучения.

В период младшего возраста маленький человек активно познает мир.

Правильно организованная среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально- положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить  игры и занятия и приучать детей к самостоятельным играм.

         Что может быть лучше, чем познание через исследование?

Задачи по познавательно- исследовательской деятельности.

  1. Поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
  2. Расширение опыта ориентировке в окружающем.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений об окружающем мире: об объектах  его окружения ,о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форма, цвет, материал и о причинах и следствиях).
  5. Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.                        

В ходе познавательно - исследовательской деятельности  дети получают самые прочные знания, которые позволяют познать мир, а наличие предметно-пространственной среды позволит не только поддержать присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развивать его познавательные интересы.

Дети хотят познать: например, ребенок  рвет бумагу и смотрит, что получается, проводит опыты с разными предметами.

Одним из условий решения поставленных задач является - создание в группе уголка или зон и наполнение их необходимыми материалами и оборудованием.

Для организации познавательно- исследовательской деятельности, мы в группе создали зоны - центры:

  • Центр познания
  • Центр вода и песок
  • Центр экспериментирования

Центр познания направлен на развитие познавательно- исследовательской деятельности, сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики, воображение, речи.

Включают в себя наборы:

  • пирамидки на конусной основе,
  • втулки-грибочки,
  • панно на пуговицах,
  • кнопки,
  • липучки,
  • рамки- вкладыши,
  • шнуровки,
  • тематические наборы картинок(животные, овощи, фрукты, одежда),
  • наборы разрезных картинок.

Условия размещения центра познания: 

  • быть в свободной доступности,  
  • располагаться вблизи света окна
  • соответствовать высоте оборудования.

          Любой предмет предназначенный ребенку доступен для него. Кроме того, для развития ребенка этого возраста  важна расположенность одинаковых игрушек рядом.

 Главное требование - развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию и исследованию.Должен развивать воображение и творчество.

          Мы приветствуем самостоятельность к экспериментированию, т.к. в процессе действий дети открывают для себя некоторые возможности и свойства предметов. ФОТО

         В познавательном экспериментировании развивается наглядно действенное мышление, память, внимание, воображение.  Дети постоянно исследуют, экспериментируют, стараются выбрать предмет и просунуть в окно машинки или уложить неваляшку.

         Дети этого возраста не могут длительно заниматься и поэтому нуждаются в наблюдении педагога. Педагог должен помочь организовать совместные действия, помочь довести начатое дело до конца (нанизывать колечки на пирамидку, собрать матрешку).
Например, предметная  игра «Большой и маленький», «Чудесный мешочек», в который помещаются предметы хорошо знакомые детям с четкими формами.

Увлекает в исследование и строительный материал – кирпичи и другие материалы конструктора пластиковый и деревянный, а рядом игрушки для обыгрывания (матрешки  собачки , машинки),

Для развития слухового восприятия имеются музыкальные инструменты и шумелки, сделанные своими руками, где дети ими играют и тут же исследуют.

ФОТО

Центр воды и песка.

ФОТО

  • Он имеет переносной характер.
  • Должен располагаться вблизи окна и иметь свободный доступ.

Наборы для игры с водой:

  • Резиновые и пластмассовые игрушки,
  • кораблики,
  • разнообразные формы,
  • емкости для переливания,
  • сачки,
  • кувшин,
  • резиновая груша,
  • лейки,
  • цветные губки,
  • фартуки с нарукавниками,
  • резиновый коврик на пол.

 Наборы для игры с песком: 

ФОТО

  • Савочки,
  • формочки,
  • грабельки,
  • молоточки,
  • природные материалы,
  •  бросовые материалы,
  • крышки,
  • пробки,
  • шарики,
  • кубики,
  • игрушки для закапывания.

Дидактические игры с водой: 

  • « Собери водичка»,
  • «Тонет не тонет»,
  • «Лови рыбку» ,
  • «Купаем куклу».

Игры с песком: 

  • «Найди в песочке камешек»,
  • «Сухой- мокрый»,
  • «Испечем куличики».

ФОТО

 

Центр экспериментирования.

ФОТО

Поддерживает интерес и важно обогащать представление об объектах неживой природы встречающиеся в ближайшем окружении. Сюда можно включить эксперименты:

  • с ветром,
  • воздухом,
  • водой,
  • глиной,
  • снегом,
  • льдом,
  • бумагой,
  • деревом.

Наборы для экспериментирования:

  • Стол с клеенкой,
  • материалы для пересыпания (фасоль, горох, макароны),
  • пустые пластиковые бутылки,
  • банки,
  • воронки,
  • формочки для приготовления цветных льдинок,
  • трубочки для продувания,
  • поднос,
  • зеркала,
  • магниты,
  • фонарик,
  • мыльные пузыри  
  • краски.

Игры с воздухом:

  • «Помашем веером»,
  • «Воздух есть везде»,
  • Воздушные шары
  • Мыльные пузыри.

Выявлять свойства воды помогают 

  • «Волшебная водица»,
  • «Теплая - холодная»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Льдинка - невидимка».

ФОТО

Формировать умение, узнавать предметы, сделанные из бумаги и определять ее качества и свойства, помогают следующие игры:

  • «Сомни бумагу»,
  • «Намочи бумагу»,
  • «На чем рисуем?».

Через эти опыты, малышам дается возможность проявить свою любознательность. А что может быть лучше, чем познание через исследование. 

В заключении хочется отметить, что дети нашей группы  активно участвуют и интересуются окружающими предметами. Многие проявляют настойчивость в достижении своих результатов,  мы поддерживаем этот интерес. В этом помогает нам предметно развивающая среда, а роль взрослого в этот период не спешить помогать малышу и действовать за  него, а дать возможность  поэкспериментировать,по пробовать  разные  варианты   действия с предметами. И от этого зависит успех в развитие ребенка.

Высказывание Сухомлинского В.А.: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе.

 Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что  необходимо  создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая, предметно - пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста

Развивающая, предметно-пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста....

проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Данный проект расскажет как предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской дея...

Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе

Выступление на пед. совете:Тема: «Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе»   Воспитатель...

Предметно–развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности э...

Развивающая предметно-пространственная среда по экспериментально-исследовательской деятельности

Требования к созданию среды, основное оборудование, техника безопасности при работе...

Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»

Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»...