Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности дошкольников.
консультация

Герасимова Жанна Николаевна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Об  использовании песенно-игрового фольклора  в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №42».г.Ярославль.

Семинар-практикум    для педагогов  ДОУ.

«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».

Муз. руководитель: Герасимова Ж.Н.

1.04.2021г.

«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».

Семинар-практикум    для педагогов  ДОУ.

     Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Играя,  ребенок  переживает  громадную радость, проявляет свои мысли, чувства,  желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Игра – активный способ освоения ребѐнком социального опыта.

    Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

     В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

    Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.

Песенно-игровой фольклор.

     Народные игры с древних времен были одной из важнейших форм развития народного художественного творчества. В игровых ситуациях взаимосвязано развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра. 

     Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры.

    Согласно теории Э.Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет различные роли. Именно ролевое начало - один из важных признаков любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.  

    Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

    Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения.

   Очевидно, что игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Игры с пением и движением развивают интерес к пению, память ребенка, развивается чувство ритма, умение правильно передавать мелодию в ходе игровой деятельности, а так же творческие способности и инициативу..

   Посредством народных игр дети учатся общаться, приобщаться к народным традициям, проявлять  взаимовыручку, знакомиться с малыми жанрами народного творчества.

   Каждый возраст ребенка связан с определенным кругом игр. В каждой игре исполняется своя песенка, игровой припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия. Основой таких игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального действия, движения, театрализованной игры.  Многие игры знакомы детям:

«Гончары», «Медведь», «Барашеньки – крутороженьки»,

«Баба Яга», «Молчанка», «У дедушки Трифона»,

«Ремешок», «Заря-Заряница»,  «Бай-качи-качи»,

«Сиди, Яша» и т.д.  ( Смотреть каталог русских нар  игр с пением.)

   Мы видим, что песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он  приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком.  Использование  песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка.                                  

    Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.

   Характерная для русских песен релаксация рук, их движение во время исполнения песен, позволяет  убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему  свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа.

   Смена ритмов, разные по характеру танцы, движение под пение несут в себе  освобождающий, терапевтический заряд огромной силы.

     Хоровод. 

Хороводными называются на Руси игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

    Основой  хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они двигаются, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

      В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

        

   Хороводная игра  – самое популярное развлечение детей и взрослых. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми участниками. Участники поют, двигаются, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично   связаны  между собой.  

     Главное назначение хороводных игр – доставить удовольствие и радость. Хороводные игры доступны каждому ребенку. Они завлекают детей уже с года. Народная игра – самый  «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».

Значение хороводных игр.

1. Хороводные игры знакомят  дошкольников к образцам народного поэтического творчества.

2.Хороводные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом, дети учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника. Игры помогают поддерживать атмосферу радости и веселья, строить доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом.

    Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание.    Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Стоит только предложить такую игру - забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей.

    Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща. Хоровод даѐт почувствовать детям, что каждый из них - важная часть коллектива.

3.Хоровод развивает чувство ритма и музыкального слуха, выразительность движений, фантазию и воображение. Выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Развивается звуковое восприятие и координация движений.

4.Благодаря наличию мелодического и ритмического начала в хороводных играх совершенствуются двигательные навыки :  прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

5. Хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

6.Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребѐнка, будит фантазию. Жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Занимая собой тчетыре годовые эпохи – весну, лето и осень, зиму - хороводы представляют собой особенные черты нашей народности. В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых традиций.

7.Велико значение хороводных игр в нравственном воспитании ребѐнка. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.

    Основное значение  хороводов  игр — соприкосновение с миром русского народного искусства. Игра носит коллективный характер, приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

Дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Игры  воспитывают  характер, ум,  волю, дисциплину, настойчивость в преодолении трудностей, честность, правдивость, учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

8. Хороводные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

  9. В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.

    Таким образом, организуя хороводные  игры  педагоги решают коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие задачи.

    Хороводные игры используются в разных видах образовательной деятельности (совместной, самостоятельной), в разные режимные моменты: как элемент зарядки, на прогулке, в перерыве между занятиями, как физкультминутка на занятии, во время закаливания, в самостоятельной детской деятельности.

Народная игровая песня.

        Жанровая специфика игровых и плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент игры, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. Особенно ощутимо это в плясовых песнях, многие из которых теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность.

   Некоторые  из  игровых  песен, в какой-то мере сближаясь с хороводными, драматизируются, описывают то, что должны делать играющие. Таковы известные игровые песни «Заплетися, плетень, заплетися», «Со вьюном я хожу», «Я сижу, горю- пылаю на калиновом мосту», «Уж я золото хороню» и др.

     В этой группе песен текст определяет развитие игры. По своей поэтической образности и композиционному построению такие игровые песни сливаются с протяжными и с хороводными. Отличие этих песен от протяжных заключается в том, что в них создание- художественного образа происходит не только в результате сочетания слова и напева, но и путем присоединения третьего компонента -  действия, о котором  идет речь в песне. От  хороводных  песен  эту группу игровых отличает характер действия: в игровых песнях нет характерных для хороводных «рассуждений» жестами  (см. в описании хороводов); следовательно,  драматизация  исполнения песни ограничена реальными действиями, обозначенными в тексте (перебег с места на место, поцелуй играющих и т. д.);  игровая песня значительно дальше отстоит от жанра драмы, чем хороводная, развивающая пантомиму.

    Более распространены игровые песни, содержание которых не связано с проводимой игрой. Такие игровые песни исполняются как музыкальное сопровождение к игре или как песенки, перемежающие действия играющих. Например, в некоторых играх окончание пения песни или произносимого стиха служат сигналом к перебегу играющих с места на место (игра «Горелки» начинается словами «Гори-гори ясно, чтобы не погасло...» и т. д.). Игровые песни (или песня, исполняемая во время игр) типа: «Я на камешке сижу, востры колышки тешу», «Журавли- долги ноги не нашли пути-дороги» и др. сближаются с плясовыми припевками малой значительностью содержания, краткостью текста, тягой к рифмовке, которая в плясовой песне имеет особенно большое значение, будучи зависима от ритмической размеренности движений. Незначительная содержательность этой группы игровых песен бывает иногда такова, что не дает возможности  изложить  как развивается  действие в песне,  и  о чем, собственно, в тексте идет речь. В малой содержательности ряда игровых песен обнаруживается их  роль второстепенного элемента игры или пляски.

    Собственно плясовые  песни лишь в редких случаях имеют сложный, содержательный текст. Развернутое содержание в таких песнях встречается чаще всего, когда они являются промежуточными  между  игровыми и плясовыми. Примером  полу – игровой, полу-плясовой   песни может быть «Уж я сеяла, сеяла ленок...», сочетающая пляску с изображением посева, выращивания, сбора и обработки льна. Есть, однако, и особые плясовые песни, прекрасным образцом которых является неоднократно привлекавшая внимание композиторов песня «Уж вы, сени, мои сени, сени новые мои». Основная масса плясовых песен имеет характер коротких припевок, поющихся на один или на разные напевы. Эта форма припевок характерна для наиболее популярных русских песен-плясок: барыни и камаринской.

Плясовые припевки почти никогда не связаны между собой и представляют по содержанию самостоятельные  двустрочия  или четырехстрочия; припевки связываются друг с другом напевом и единством ритма. Краткость припевок не дает возможности детализировать действие и раскрыть образ героя. Это порождает некоторый схематизм припевок, хотя надо сказать, что в некоторых текстах краткость песен привела к замечательной сжатости и точности выражений и суждений, к созданию образа минимальным использованием художественных средств.

    Плясовое назначение припевок определило четкость их ритмической организации. Слово, напев и движение слились воедино в припевке, ставшей важнейшим, органическим элементом народной пляски. Ритм пляски привел и к тому, что музыкальная фраза танцевальной мелодии в тексте стала отделяться от последующей рифмой или созвучиями. Рифмовка в плясовых песнях - исконная черта этого жанра, порожденная их специфическим назначением: служить музыкальной основой для пляски.

    Плясовые припевки явились одним из истоков частушек, сложившихся в особый жанр уже в пореформенной России.

     Объединение песни  и игровой деятельности особенно ценно для обучения детей. Каждая игра  или хоровод, сопровождающаяся песней, дает детям определенный творческий игровой настрой, понимание приуроченности данного материала к тому или иному действию.

     Развивая игровую  активность  дошкольников с помощью песенного фольклора, дети постоянно приобщаются к музыкальному искусству, формированию новых знаний, умений, навыков. Духовный мир ребенка становится более разнообразным.

    Полученные знания способствуют успешному развитию личности в будущем, что позволяет стать ребенку высоконравственным человеком, хранящим историю и духовность своего народа.

       Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения.     Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
     Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели  музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: 

«Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НАРАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности»

План:Введение.Народная игра, что это?Задачи народной игры.Виды песенно-игрового фольклора.Вывод Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и иссл...

Консультация для педагогов "Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности"

Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у де...