«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности»
презентация
План:
- Введение.
- Народная игра, что это?
- Задачи народной игры.
- Виды песенно-игрового фольклора.
- Вывод
Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств, творческого развития ребенка.
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.
Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком. Использование песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка.
Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.
Характерная для русских песен релаксация рук, их движение во время исполнения песенок, позволяет убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей. Отсюда их доступность для творческих проявлений.
Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются песенным материалом (песенным фольклором).
Многие игры знакомы детям:
- «Гончары»
- «Медведь»,
- «Барашеньки – крутороженьки»,
- «Баба Яга»,
- «Молчанка»,
- «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», «Бай-качи-качи»,
- «Сиди, Яша».
Объединение песни малого фольклорного жанра и игровой деятельности особенно ценно для обучения детей. Каждая игра, сопровождающаяся песней, дает детям определенный творческий игровой настрой, понимание приуроченности данного материала к тому или иному действию.
Что же такое народная игра?
Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа. Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.
Задачи:
- От простого к сложному.
- Активизировать самостоятельную музыкально – игровую деятельность.
- Обучение должно быть не навязчивым.
В основу системы использования фольклорных песен-игр для формирования творчества берется определенная последовательность педагогических заданий, построенная на их усложнении: от частичной активизации отдельных творческих проявлений при исполнении готовой игры с пением (I – ая стадия) к непосредственной индивидуальной игровой интерпретации целой народной песни (II - III стадии), и затем к планомерной коллективной композиции полной игры на основе народных песен (IV - V стадии).
Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.
Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер.
Виды песенно – игрового фольклора.
1. Песни – драматизации.
2. Подвижные игры с пением.
3. Песня – танец.
4. Хороводы.
Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией.
Хороводы.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.
Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях я подсказываю ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.
Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает…». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям.
Итак.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.
Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С.-Петербург, 1998.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В. Штанько. - М.: ТЦ, 2007.
4. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются песенным материалом (песенным фольклором). «Гончары»; «Медведь»; « Барашеньки – крутороженьки »; «Баба Яга»; «Молчанка»; «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», « Бай-качи-качи »; «Сиди, Яша».
Что же такое народная игра? Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа.
Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.
Задачи педагога: От простого к сложному; Активизировать самостоятельную музыкально – игровую деятельность; Обучение должно быть не навязчивым.
Виды песенно – игрового фольклора 1) Песни – драматизации; 2) Подвижные игры с пением; 3) Песня – танец; 4) Хороводы.
Итак. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь. Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
laquo;ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НАРАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Консультация для педагогов "Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности"
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у де...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-993253-1516181438.jpg)
Консультация для педагогов "Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности".
консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956854-1507656167.jpg)
Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности дошкольников.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Об использовании песенно-игрового фольклора в развитии детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/25/picture-56720-1629894171.jpg)
«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/06/picture-1393662-1693978018.jpg)
Консультация для педагогов на тему «Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».
Использование песенного фольклора в детской игровой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1506988-1705654315.jpg)
Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельости
Влияние фольклора на игровую деятельность...