«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности»
презентация

Портнова Евгения Анатольевна

План:

  1. Введение.
  2. Народная игра, что это?
  3. Задачи народной игры.
  4. Виды песенно-игрового фольклора.
  5. Вывод

 

Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств, творческого развития ребенка. 

Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.

Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он  приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком. Использование  песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка.                                  

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.

Характерная для русских песен релаксация рук, их движение во время исполнения песенок, позволяет  убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему  свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.

Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
           В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей. Отсюда их доступность для творческих проявлений. 

Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются  песенным материалом (песенным фольклором).

Многие игры знакомы детям:

- «Гончары»

- «Медведь»,

- «Барашеньки – крутороженьки»,

- «Баба Яга»,

- «Молчанка»,

- «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», «Бай-качи-качи»,

- «Сиди, Яша».

Объединение песни малого фольклорного жанра и игровой деятельности особенно ценно для обучения детей. Каждая игра, сопровождающаяся песней, дает детям определенный творческий игровой настрой, понимание приуроченности данного материала к тому или иному действию.

Что же такое народная  игра?

Народная игра –  это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа.  Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.

Задачи:

  1. От простого к сложному.
  2. Активизировать  самостоятельную музыкально – игровую деятельность.
  3. Обучение должно быть не навязчивым.

В основу системы использования фольклорных песен-игр для формирования творчества берется определенная последовательность педагогических заданий, построенная на их усложнении: от частичной активизации отдельных творческих проявлений при исполнении готовой игры с пением (I – ая стадия) к непосредственной индивидуальной игровой интерпретации целой народной песни (II - III стадии), и затем к планомерной коллективной композиции полной игры на основе народных песен (IV - V стадии).
         Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.
Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер. 

Виды песенно – игрового фольклора.

1. Песни – драматизации.

2. Подвижные игры с пением.

3. Песня – танец.

4. Хороводы.

Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией. 

Хороводы.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.

Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях я подсказываю ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним. 

Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
         Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает…». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям. 

Итак.

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь. 

Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С.-Петербург, 1998.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.

3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В. Штанько. - М.: ТЦ, 2007.

4.  Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_muz._na_mart_2016.pptx95.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности» Портнова Е.А. музыкальный руководитель МДОУ «Д/с №130 к.в.» г.Магнитогорска»

Слайд 2

Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.

Слайд 3

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются песенным материалом (песенным фольклором). «Гончары»; «Медведь»; « Барашеньки – крутороженьки »; «Баба Яга»; «Молчанка»; «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», « Бай-качи-качи »; «Сиди, Яша».

Слайд 4

Что же такое народная игра? Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа.

Слайд 5

Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.

Слайд 6

Задачи педагога: От простого к сложному; Активизировать самостоятельную музыкально – игровую деятельность; Обучение должно быть не навязчивым.

Слайд 7

Виды песенно – игрового фольклора 1) Песни – драматизации; 2) Подвижные игры с пением; 3) Песня – танец; 4) Хороводы.

Слайд 8

Итак. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь. Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НАРАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Консультация для педагогов "Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности"

Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у де...

Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности дошкольников.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Об  использовании песенно-игрового фольклора  в развитии детей дошкольного возраста....