«ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
учебно-методический материал (средняя группа)

Абакумова Анастасия Геннадиевна

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_rpps.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «Большегрызловская СОШ»

Выступление

НА ТЕМУ:

«ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель:

Абакумова А. Г.

2022 г.

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Чаще на занятиях ребенок не создает образ самостоятельно, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца. Поэтому важно показать весь спектр средств создания художественного образа. Особую роль играет знакомство с нетрадиционными техниками и возможностью их сочетания.

        Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность познакомить их  с новыми природными явлениями, обогащает представления об окружающем мире, развивает творческую инициативу.

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство. Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), иными словами - это восприятие окружающего мира. А исполнительство - это умения и навыки детей.

Одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Поэтому во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления.

Естественно, накапливают знания дети и при знакомстве с художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, беседы и др.). Большую помощь детям окажет имеющаяся наглядность: разнообразные картинки, вырезки из журналов, открытки,  иллюстрации в книгах, разнообразные художественные изображения, трафареты и шаблоны, макеты, в младших группах более простые по форме и исполнению, в старших - сложнее.

Эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Задача воспитателей состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности. Именно от их внутренней культуры и зависит в конечном итоге, каким будет облик детского учреждения и уровень эстетического воспитания детей средствами обстановки.

Педагог должен помнить, что вся окружающая детей среда должна быть привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе  вопрос: Зачем это ребенку?». Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка - дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней информацию. Поэтому следует чаще менять предметы тематического художественно-декоративного оформления в групповой комнате. Нужно обращать внимание ребенка на качество и фактуру современных материалов, отделку игрушек, предметов обстановки. Ребенок лучше усваивает учебный материал, если мебель, которой он пользуется при этом, удобна и красива, если у него есть необходимый ассортимент хорошо сделанных принадлежностей, привлекательных и качественных материалов для той или иной деятельности, если он зрительно хорошо воспринимает образец и ничто не отвлекает его внимание. Если ребенок имеет дело с материалами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого, формируется вкус.

В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в окружающем мире. Проектная деятельность детей может носить оформительский характер, может быть использована практически в организации среды самими детьми (оформление тематических уголков, подготовка праздников).

Уголок изобразительной деятельности размещается в любом удобном для ребенка месте и к его пополнению нужно относится с особым вниманием, всегда следует помнить, какие задачи художественного развития решаются в том или ином возрасте.

Детей трех лет (вторая младшая группа) знакомим с эталонами формы; необходимо побуждать их изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Малыши знакомятся с техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных материалов (краски, фломастеры мелки). С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на бумаге разными предметами (камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, крупные пуговицы и многое другое) и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).

Хорошо бы в этом возрасте познакомить детей с таким средством художественной выразительности, как линия. Это легко сделать. Большой лист бумаги может быть представлен в форме дома. в котором будут "жить" волшебные линии. Педагог постепенно, и последовательно знакомит детей с линиями (это, конечно, можно делать в игровой форме). Прямая, волнистая, короткая штриховка, зигзаг и другие линии - чем не волшебство! Эта линия толстая, прямая, ленивая и т.д.; заметь, чем похожи и чем различаются эти две линии; что и как можно сказать об этих линиях? Когда накопятся представления о линиях, можно изображать отдельные предметы, используя эти знания. Например, дети нарисуют ствол дерева, а, рисуя крону, используют любые линии. Линия, как средство художественной выразительности, найдет применение не только в декоративном рисовании, но и в декоративной лепке. Немного повзрослев, ребенок более внимательно станет рассматривать художественные произведения, понимая язык художника.

Знакомство с эталонами формы целесообразнее начать предварительно в уголке изобразительной деятельности. Для этой цели нужна линейка-шаблон с изображением разнообразных геометрических фигур. Начнем с круга: сначала малыш обводит шаблон (дорисуй солнышко, нарисуй колобок, ягоды, яблоко, луну и другие предметы), чуть позже учится в большой круг вписывать меньший (украсим полосками тарелку). Такие разнообразные упражнения помогут освоить технические приемы и получить навыки. Точно такая же работа проводится по изображению четырехугольников. Имея достаточные навыки, знания о технике изображения, разнообразные материалы и многое другое, ребенок сможет творчески подходить к передаче имеющихся представлений.

Кроме того, в этой возрастной группе дети уже не только раскладывают готовые предметы или составляют предмет из деталей, но и учатся склеивать их. Постепенно в этом возрасте дети осваивают работу с ножницами. Такое обучение проводится вне групповых занятий, достаточно обращать внимание на технические навыки и дать возможность ребенку резать самостоятельно.

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом). Такой материал, как тесто, завораживает ребенка, развивает его интерес, стимулирует. Конечно, тесто не может постоянно находиться в развивающей среде, но такие "праздники" для детей устраивать необходимо. Тесто можно расцветить пищевыми красителями или гуашью.

Средняя группа - это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изобразительной деятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета: это и цветовой спектр (радуга), и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя игры. Например, игра "Кап и капельки". Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали - капли можно группировать по цвету и величине. Цветок, например, можно собрать следующим образом: к середине маленькие "капельки" острыми кончиками синего цвета, по краям - "капельки" крупнее, голубого цвета. Из оранжевых "капелек" можно сложить белку: большая "капля" - туловище, поменьше - голова, чуть-чуть вытянутая "капля" - хвост, еще меньше - лапы, уши. Такая игра не только увлечет детей, но и будет способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, воображения; дети усвоят множество цветов и оттенков, поймут, что такое колорит. Используя предложенные детали, можно составлять небольшие сюжеты, а, поняв смысл, дети смогут рисовать "капельками" самостоятельно.

В течение года педагог покажет разные цветовые эталоны, научат правильно называть цвет: дети узнают, что в природе существуют только три основных цвета (красный, синий, желтый), остальные производные, то есть получаются путем смешивания; что есть удивительные оттенки с интересными названиями, так называемые опредмеченные цвета (вишневый, лимонный, кирпичный, небесный и многие другие). Дети поймут, запомнят тогда, когда убедятся в этом практически, пользуясь наглядностью среды. Детям предлагается отложить предметы или картинки с изображением овощей и рассказать о том, какие цвета "придумали" для нас овощи (свекольный, баклажановый, морковный); ягоды (вишневый, малиновый, кизиловый); явления неживой природы (небесный, песочный, солнечный) и т.д. Используя игры и предметы, малыши смогут убедиться в том, что радуга как бы разделена на две части - холодная и теплая. Холодные цвета напоминают о сосульках, о дождевых тучах, глубокой холодной реке, о вечерних сумерках, о прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом убедятся сами дети, смешивая краски, подбирая цвет бумаги, рассматривая колорит на лоскутах ткани (игра «Волшебные лоскутки»). Имея такой багаж знаний о цвете, они легко освоят нетрадиционные техники изображения. Детям будут под силу такие темы для изображения, как "Нарисуем краски утра", "Золотая осень", "Пушистый зверек", "Маки (васильки, одуванчики) в зеленой траве". Или задания типа: используя зубастую, волнистую линии, нарисуй, что ты захочешь. Какая картинка у тебя получилась?

Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки и многое другое). Он уже должен знать свойства и качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них лучше использовать в том или ином случае. Разумеется, будут неудачи, разочарования, но неугасимый интерес поведет дальше, появятся навыки, а за ними - первые проявления творчества. Поэтому запас знаний и навыков будет способствовать развитию творческих способностей.

В старшей и подготовительной группах нужно продолжать художественное развитие: закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива). Детей очаровывают разные жанры живописи, репродукции которых они рассматривают в уголке изобразительной деятельности, где знакомятся с творчеством художников; их привлекают народные игрушки, росписи, завораживают скульптуры малых форм. Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно знакомясь и с новыми. В создании рисунка уместны разные материалы (краски, карандаши, акварельные мелки и другие понравившиеся сочетания). Педагог подсказывает, корректирует работы детей. Поэтому в этих группах, как нигде, необходимы разнообразные материалы. Воспитатель не забывает учить содержанию принадлежностей в порядке, аккуратно ими пользоваться; закончив работу, убирать на место и в то же время работать свободно; использовать все, что необходимо в данный момент.

Сохраняются и занимательные задания для детей: "Путешествие в страну Кругляндию" — составление предметов или небольших сюжетов из кругов разного размера и цвета и их деталей (полукруг, 1/4 круга или какой-нибудь сектор); подобное путешествие в страну Угляндию (работа с четырехугольниками). Интересны детям аппликации из ткани, флористика, аппликации из природных и бросовых материалов.

В этих возрастных группах работают не только по интересам, но и по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу; создание игрушек и многое другое. Дети могут изготавливать дидактические игры: "Лото", "Парные картинки", "Что лишнее", "Собери по цвету", "Что растет в лесу (саду, огороде?"), "Теплый - холодный" и др.

В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Малыш уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаем такие задания: нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т.д.

Смысл детского творчества - самовыражение, а не соответствие чьим-либо ожиданиям. Как правило, в своем творчестве дети стремятся передать "весь мир", "всю природу", "все деревья". Они постоянно изобретают, фантазируют. И взрослый должен стать проводником в этот мир.

        Верный помощник педагогу и детям в накоплении и конкретизации знаний - коврограф с набором разнообразных предметов и элементов предметов. (например, стволы деревьев, различные листья, плоды, цветы и т.п.) Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке и уголке природы). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность

        Здесь же целесообразно иметь различные игровые наборы: сказочные персонажи, дикие и домашние животные, социальные службы и т.п.; цифры и буквы (для старшего дошкольного возраста). Подобные пособия воспринимаются как игрушки, но являются мощным стимулом к развитию речи и вхождению во взрослую жизнь. Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых.

Художественное творчество дошкольников многогранно. Педагог должен стремиться постоянно модернизировать развивающую среду, тем самым поддерживая интерес к деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. – М., 1972. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987

Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном  учреждении. СПб., 2005

Предметно - пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. Сост. Н.В. Нищева.  – СПб., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная развивающая среда как пространство развития ребёнка.

                  Статья о предметно-пространственной развивающей среде как о пространстве развития ребёнка....

Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду

очное участие в Региональном семинаре - практикуме «Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» в МБДОУ - детский сад «Голубой вагон», Тукаевско...

Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"

На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольно...