Все мы разные, и это прекрасно, иначе было бы скучно жить на свете!
статья (подготовительная группа)

Коллеги, а вы знаете, в какой стране мира здороваются носами? А в какой стране люди показывают друг другу язык? А где жители говорят при встрече «Пула!», что переводится как «Пускай идет дождь!»?

Дошкольники ОЦ «Горностай» - участники проекта «Разноцветная планета» знают ответы на эти и многие другие вопросы.

Далай-лама сказал однажды замечательные слова: «Планете не нужно большое количество успешных людей. Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить, в людях с моралью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с успехом, с тем, как он определяется в нашем обществе».

Мы разделяем это мнение. Наш проект по поликультурному воспитанию старших дошкольников «Разноцветная планета» направлен на воспитание «миротворцев, целителей, людей, рядом с которыми хорошо жить». В этом заключается магистральная цель проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_doshkolnyy_vestnik_itogovyy_variant.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы разные, и это прекрасно,

иначе было бы скучно жить на свете!

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

 В. Орлов

Коллеги, а вы знаете, в какой стране мира здороваются носами? А в какой стране люди показывают друг другу язык? А где жители говорят при встрече «Пула!», что переводится как «Пускай идет дождь!»?

Дошкольники ОЦ «Горностай» - участники проекта «Разноцветная планета» знают ответы на эти и многие другие вопросы.

Далай-лама сказал однажды замечательные слова: «Планете не нужно большое количество успешных людей. Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить, в людях с моралью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с успехом, с тем, как он определяется в нашем обществе». 

Мы разделяем это мнение. Наш проект по поликультурному воспитанию старших дошкольников «Разноцветная планета» направлен на воспитание «миротворцев, целителей, людей, рядом с которыми хорошо жить». В этом заключается магистральная цель проекта.

Долгосрочный, практико-ориентированный, творческий проект «Разноцветная планета» способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста национальной идентичности и представлений о многообразии культур в стране и в мире, воспитанию заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развитию умений и навыков позитивного взаимодействия с окружающими, в том числе с носителями других культур.

В рамках реализации основного этапа проекта мы «путешествуем» по России, Индии, Китаю, Великобритании и по другим странам – на выбор дошкольников. Каждое занятие - «путешествие» сопровождается показом интерактивной мультимедийной презентации, что позволяет дошкольникам увидеть архитектурные сооружения, достопримечательности другой страны, познакомиться с миром природы, бытом и традициями ее жителей.

Ребята учатся приветствовать друг друга разными способами – как жители Новой Зеландии, Индии, Тибета, Аляски, Японии и даже африканского племени масаи, узнают о национальной одежде представителей разных стран, национальной музыке, о традициях празднования Нового года и других праздников.

В реализацию проекта вовлечены все педагоги группы и родители. Педагогом-психологом проводятся игры и упражнения, направленные на осознание и принятие детьми мысли, что все мы разные, на формирование навыков конструктивного взаимодействия, сплочение детского коллектива. Совместно с музыкальным руководителем дети слушают национальную музыку, разучивают элементы национальных танцев, с инструктором по физической культуре играют в подвижные национальные игры, с воспитателями и родителями читают национальные сказки, создают макеты, рисуют, раскрашивают, продолжая погружаться в традиции и обычаи разных стран.

В поликультурном воспитании дошкольников огромное значение имеет позиция родителей. Чрезвычайно сложно сформировать толерантность и этнотолерантность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов, поэтому очень важно вовлечь их в образовательный процесс с целью понимания ими значимости и личной заинтересованности в поликультурном воспитании детей. Наши родители стали единомышленниками и помощниками педагогов.

Таким образом, в течение года воспитанники открывают мир, в котором живут «разноцветные дети» – дети разных национальностей, они отличаются друг от друга цветом кожи, разрезом глаз, образом жизни, традициями, обычаями, но все дети любят играть, веселиться и дружить. Красной нитью через все занятия по поликультуре проходит мысль «Все мы разные, и это прекрасно, иначе было бы скучно жить на свете!». 

В ходе реализации проекта осуществляется:

1. информационное насыщение – дети узнают о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры, ценностях;

2. эмоциональное воздействие – важно вызвать отклик в душе ребенка;

3. формирование поведенческих норм – знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении и отношении к сверстникам и взрослым.

Об эффективности проводимой работы по поликультурному воспитанию старших дошкольников свидетельствуют сравнительные результаты диагностики этнотолерантности, проведенной в начале учебного года и в конце, поведение детей, их мысли, высказывания.

Наблюдается увеличение числа детей с оптимальным уровнем этнотолерантности – 74%. Знания о национальных, расовых и культурных особенностях у этих детей более менее систематизированы, им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, сами задают вопрос, осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских взаимоотношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят играть и дружить с ними. 

Таким образом, ведущая психологическая идея проекта «Разноцветная планета» – через знакомство с культурой, традициями, обычаями, бытом разных стран и народов способствовать формированию конструктивных взаимоотношений между детьми, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям, культуре человеческих отношений.

Магистральную цель проекта можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Педагог-психолог Жагарина М.А.,

музыкальный руководитель Якухина А.А.,

дошкольное отделение ОЦ «Горностай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Очень жить на свете туго без подруги или друга"

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательных взаимоотношений со сверстниками....

Добрым жить на свете веселей!

Это мероприятие проводилось 1 марта к всемирному дню кошек.ОНо направлено на воспитание любви и уважения к братьям нашим меньшим....

Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе «Очень жить на свете туго без подруги или друга»

Театрализованное занятие(Вторая младшая группа)«Очень жить на свете туго без подруги или друга» Занятие способствует развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, возн...

Презентация "Я воспитатель и этим горжусь, что вместе с детьми жить на свете учусь!"

Презентация о буднях и праздниках работы в детском саду....

Игра-викторина: «Очень жить на свете туго, без подруги или друга».

Конспект проведения  мероприятия совместно с родителями при  помощи  Игры-викторины, для  создания благоприятной  обстановки, располагающей к игре как родителей...

Классный час «Добрым жить на свете веселее»

- формировать в сознании детей понятие «доброта»;-развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;-расширять знания о доброте и ее роли в жизни человек...

Сценарий развлечения «Скучно жить нам без друзей»

Скучно жить нам без друзейЦель: расширить знания детей о дружбе. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу....