Консультация " Рисуем музыку"
консультация

Сайгина Ирина Евгеньевна

Метод " Рисуем музыку" поможет воспитателям использовать в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppa-1.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Консультация на тему: «Рисуем музыку»

Подготовили:

Муз.руководитель: Сайгина И.Е.

2021 г

Начать консультацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку»

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели — это музыка,

И капели — это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

- Видишь, тучка в небе хмурится -

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зёрнышка -

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…

Я хочу её нарисовать.

В детских садах на интегрированных занятиях применяется такой метод, как «Рисуем музыку».

Дети рисуют музыку, которую прослушивают. Изначально такой метод назывался «музыкальная графика» и начал развиваться с начала 20-го века.Дети на таких занятиях узнают, что оказывается между музыкой и изобразительным искусством есть очень много общего. И это действительно так, ведь эти два направления объединяет красота и совершенство.

Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Метод "Рисуем музыку" используется в педагогике с целью научить детей цвето-эмоционально реагировать на музыку. Ребенок накапливает опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.

Этот вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут "слышать каждое мгновение музыки", а не просто её прослушивать.

Перенося мелодию на бумагу, дети учатся рисовать, думать, развивают фантазию и воображение. Они приобщаются к высокой художественной культуре. Личность каждого ребенка развивается эстетически.

Ход рисования музыки:

I.Дети удобно садятся по одному за парту или стол (если позволяет пространство) и, закрыв глаза, прослушивают музыкальное произведение

(желательно целиком)

II.Когда заканчивается музыка, дети открыв глаза,сразу берут карандаши, краски или фломастеры и начинают рисовать на бумаге.

(здесь очень важно не начинать разговоры, кто что представил из детей под данную музыку, чтоб не сбить "индивидуальную фантазию" каждого ребенка, ведь мы знаем, что дети очень любят копировать другого,повторять друг за другом)

III.После того, как рисунок у каждого будет готов – можно начинать разговор о музыке.

IV.Спрашиваем у каждого ребенка, что конкретно он представил при исполнении данного музыкального произведения,что или кого он нарисовал на бумаге.

V.После того, как КАЖДЫЙ ребенок высказался и показал свой рисунок, начинаем говорить о данном музыкальном произведении. Задаём вопросы:

- Какие чувства у ребенка вызвала музыка?

(радость, страх, гнев, печаль и т. д.)

- О чём рассказывает эта музыка?

(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)

-Какой у нее характер, как она звучит?

(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая)

-Знакомим детей с языком музыки.

(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

VI.Наконец - то говорим детям название музыкальной пьесы и подводим итоги кто угадал в своём рисунке название произведения или кто был близок к этому. Поощряем угадавших детей за «попадание» в цель. Других детей обязательно хвалим за «иные» фантазии в рисунке. Отмечаем в таких рисунках красоту, оригинальность и т. д.

В дошкольном возрасте при «рисовании музыки» необходимо учитывать возрастные особенности детей:

- В младших группах детского сада дети пока не способны «отразить на бумаге свои чувства», поэтому такое занятие пока для них рановато.

- У 4-5 летних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. Поэтому с ними уже можно «рисовать» несложные, яркие программные музыкальные произведения.

- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Дети старшей и подготовительной группы отмечают отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.

Определяйте у каждого из детей преобладающий цвет рисунка. Этот цвет говорит о многом.

Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер.

Оранжевый цвет представляется теплым, радостным, позитивным.

Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый.

Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает.

Голубой цвет  – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии.

Синий  цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности.

Фиолетовый цвет – несет трепетность и мечтательность.

Чёрный цвет - его преобладание в рисунке ребёнка должно вас очень насторожить. Дети, как правило, никогда им полностью не рисуют.

 Примерный список музыкальных произведений

для «рисования» :

Средняя группа ДОУ

Бабочка - Э. Григ

Болезнь куклы - П. Чайковский

Вальс снежных хлопьев - П. Чайковский

Колыбельная - А. Гречанинов

Котик выздоровел - А. Гречанинов

Котик заболел - А. Гречанинов

Мама - П. Чайковский

Материнские ласки - А. Гречанинов

Музыкальный ящик - Г. Свиридов

Новая кукла - П. Чайковский

Осенняя песенка - Д. Васильев-Буглай

Смелый наездник - Р. Шуман

 

Старшая группа ДОУ:

Детский альбом – П. И. Чайковский

Весёлый марш - Д. Шостакович

Вечер - С. Прокофьев

Дед Мороз – Р. Шуман

Детская полька - М. Глинка

Жаворонок - М. Глинка

Времена года - П. Чайковский

Колыбельная - А. Лядов

Колыбельная - Г. Свиридов

Марш - Д. Шостакович

Мотылёк - С. Майкапар

Парень с гармошкой - Г. Свиридов

Первая потеря - Р. Шуман

Пляска птиц - Н. Римский-Корсаков

Полька - Д. Львов-Компанеец

Раскаяние - С. Прокофьев

Тревожная минута - С. Майкапар

Утро - С. Прокофьев

Подготовительная группа ДОУ

Вивальди - Весна

Вивальди - Зима

Вивальди - Лето

Вивальди - Осень

Глинка - Детская полька

Григ - В пещере горного короля

Григ – Песня Сольвейг (мелодия)

Даргомыжский - Табакерочный вальс

Кабалевский - Кавалерийская

Моцарт - Колыбельная

Мусоргский - Картинки с выставки

Римский -Корсаков – Белка

Римский -Корсаков - Океан -море синее

Римский -Корсаков – Полет шмеля

Свиридов - Весна и Осень

Свиридов - Грустная песня

Свиридов - Старинный танец

Свиридов - Тройка

Хачатурян - Танец с саблями

Шостакович - Вальс шутка

Шостакович - Танец кукол

Шостакович - Шарманка

Шуман - Веселый крестьянин

Сен-Санс -Карнавал животных

Дакен - Кукушка

Прокофьев - Шествие кузнечиков

Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, воспитатели могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление,- все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному.

В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.

Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В

дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)

Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.

Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.

От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.

Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Рисую музыку"

Живопись и музыка, что может быть общего между ними? Да то, что музыка, как и живопись может изображать, то есть, рисовать. И живопись, и музыка вызывают определенные чувства. Слушая музыку, мы можем ...

Консультация "Рисуем музыку"

Цель: Формировать у детей музыкально-художественную культуры, творческое воображение, умение передавать услышанный образ в классической музыке через рисование....

консультация "Рисуем музыку дома"

консультация "Рисуем музыку дома"...

Консультация "Рисуем музыку вместе"

Консультация предназначена для родителей и детей воспитанников детского сада. В процессе  рисования под музыку каждый ребёнок получает новые впечатления, знания, умения и массу  удовольствия...