Экологический проект «Я садовником родился…»для старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект «Я садовником родился…»  направлен на расширение и обобщение знаний у дошкольников о разнообразии цветов, уходе за цветами.  Также дети разовьют свои исследовательские и наблюдательные способности. Научатся понимать состояние растений, будут видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_ya_sadovikom_rodilsya.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Я садовником родился…»

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                 

Пояснительная записка.

      Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, не умеют созерцать… Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут, и ребенок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты. Задача взрослых – научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное, даже в невзрачном на первый взгляд цветке.

      Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней или радуют свой красотой.

      Проект «Я садовником родился…»  направлен на расширение и обобщение знаний у дошкольников о разнообразии цветов, уходе за цветами.  Также дети разовьют свои исследовательские и наблюдательные способности. Научатся понимать состояние растений, будут видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

     

Цель проекта: познакомить детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотные отношения к растительному миру.

Образовательные задачи:

- Знакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;

-Учить сравнивать растения, делать выводы на основе исследований.

- Формировать умения детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

- Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

Развивающие задачи:

-Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

-Закреплять умение отражать полученные впечатления в творческих работах

- Пополнять и обогащать словарный запас по теме «Цветы».

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Воспитательные задачи:

-Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами. 

- Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

-Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: долгосрочный (май – август)

Участники проекта: дети старшей группы с ОНР, воспитатели, родители.

Принципы реализации проекта:

•        Принцип сезонности;

•        Принцип учета местности;

•        Принцип комплексности и системности;

•        Принцип учета возрастных особенностей;

•        Принцип интеграции.

Этапы реализации проекта.

1этап – подготовительный.

- Разработка перспективного плана, мероприятий по реализации проекта;

- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;

- Подбор наглядно - дидактического материала, дидактических и настольных игр по возрасту детей.

- Выявление уровня знаний детей о садовых, лесных, луговых, комнатных цветах.

2этап – основной.

- Организация деятельности с детьми, в соответствии с перспективным планом мероприятий по реализации проектов.

- Сбор, изготовление и оформление наглядного и дидактического материала.

- Включение родителей воспитанников и специалистов ДОУ в активное взаимодействие для реализации плана мероприятий проекта.

3этап – заключительный.

- Проведение итоговых мероприятий

- Итоговое диагностирование детей.

- Представление проекта коллегам ДОУ.

Продукт проектной деятельности:

  • Участие в смотре клумб на участках (в рамках ДОУ)
  • Выставка детского творчества «Цветочное настроение»
  • Конкурс чтецов «У феи цветов» (в рамках ДОУ)
  • Картотека игр по теме «Цветы»
  • Гербарий «Цветы бывают разные»
  • Лэпбук «Цветы»

Ожидаемый результат проекта.

Для детей:  

  • Повышение познавательного интереса, расширение представления о цветах.
  • Проявление положительно – эмоционального отношения к природе умение беречь и заботиться о ней.
  • Формирование навыков культурного поведения в природе, умения беречь и заботиться о ней.

Для родителей:

  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
  • Активизации и обогащение знаний по данной теме.
  • Осознание родителями своей роли в экологическом воспитании детей.

Для педагога:

  • Повышение профессионализма.
  • Пополнение предметно-пространственную развивающую среду в центре науки и природы.

 

Содержание проекта.

Основные формы реализации проекта:

•        Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.

•        Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).

•        Художественно-творческая деятельность детей.

•        Трудовая деятельность (уход за растениями на участке группы).

•        Беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о цветах.

•        Релаксация.

•        Ароматерапия.

Деятельность педагога:

•        Подбор и оформление методического, наглядно-дидактического материала;

•        Реализация проекта.

•        Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в центре науки и природы;

•        Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

•        Разработать и организовать мероприятия по данной теме.

•        Подборка музыкального репертуара.

Деятельность детей: Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций и гербария, игровая и трудовая деятельность.

Взаимодействие с родителями:

        Консультация «Ухаживаем с ребёнком за цветами»;

•        Демонтаж клумб на групповом участке;

•        Участие в экологической акции «Пусть цветет наш детский сад» (выращивание рассады для клумб группы, оформление клумб поделками из бросового материала);

•        Участие в составлении гербария «Цветы бывают разные».

Планирование мероприятий.

Образовательная область

Мероприятия

Задачи

Оборудование

Познавательное развитие

  • Беседа «Цветы -- спутники нашей жизни», «Что необходимо цветам для жизни»;
  • Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: «Как продлить жизнь срезанным цветам?», «Строение цветка», «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Может ли растение дышать?», «Что потом?» «Где лучше расти?»;
  • Ведение дневника наблюдений;
  • Дидактические игры: «Найди пару», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Посади цветок», «Сложи цветок из геометрических фигур», «Угадай цветок»;
  • Наблюдения за цветами на клумбах в течении лета;
  • Беседа «Цветы, которые лечат»
  • Экологический игра- квест «Береги природу!»

Расширять и систематизировать знания о цветах. Закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Развивать познавательно- исследовательскую деятельность, умение наблюдать за природными объектами, воспитывать положительное отношение к природе.

Презентации «Уход за цветами», «Условия, необходимые для роста растений», «Как растет цветок».

 Наглядно- дидактический материал «Цветы».

Картотека игр по теме «Цветы».

Дневник наблюдения, трубочки для коктейля, влажная ткань, термометр, вата, прозрачные емкости, лупы, семена цветов.

Лэпбук «Цветы».

Речевое развитие

  • Рассказы детей о цветниках дома;
  • Словесные игры: «Угадай цветок по описанию», «Какие это цветы?», «Подбери признак», «Жадина», «Один – много»;
  • День поэзии «Красивый цветок»;
  • Вечер загадок «Загадки Лесной феи»;
  • Игра «Я садовником родился»;
  • Составляем рассказ-описание с опорой на схему;
  • Кроссворд «Цветы»
  • Пальчиковые игры: «Цветы», «Мы цветы в саду сажаем»,  «Наши нежные цветки».

Развивать умение согласовывать движения с речью. Расширять словарный запас, связную речь. Учить выразительно рассказывать стихи.  

Наглядно- дидактический материал «Цветы».

Хрестоматия для малышей.

Мнемотаблица «Цветы».

Картотека игр по теме «Цветы»

Социально – коммуникативное развитие

  • Трудовая деятельность на участке – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за садовыми цветами;
  • Беседа «В каких случаях дома дарят цветы?», «Для чего нужны цветы?»;
  • Дидактические игры: «Найди растение»; «Собери цветок из лепестков»; «Отгадай, что за цветок»; «Какого цветка не стало»; мемо «Найди такой же», мозаика «Выложи цветы», домино «Цветы»;
  • Сюжетно-ролевые игры: «Садовники», «В ботаническом саду»;
  • Просмотр мультипликационных фильмов «Просто так», «Букет цветов».

Формировать умение узнавать и называть разные виды цветов через игровую деятельность. Дать обобщающее понятие «Цветы». Учить выполнять простейшие трудовые действия и поручения с помощью взрослого. Закреплять представления о профессиях, связанных с цветоводством.

Домино «Цветы», мемо «Найди такой же», мозаика.

Наглядно- дидактический материал «Цветы».

Детские лейки, грабли, лопатки, ведёрки по количеству детей. Рассада и семена цветов.

Ноутбук, мультипликационные фильмы «Просто так», «Букет цветов».

Искусственные цветы.

Художественно – эстетическое развитие

  • Прослушивание: Ю. Антонова “ Не рвите цветы”, П.И. Чайковского “Цикл времена года”, “Вальс цветов”;
  • Рисование в нетрадиционной технике «Цветы необыкновенной красоты»;
  • Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»  А. К. Толстой «Колокольчики»; В. Катаев «Цветик-семицветик»;  Н. Сладков «Любитель цветов»;   Ю. Мориц «Цветок»;
  • Коллективная работа «Волшебная полянка» (в технике оригами);
  • Рисование «Ромашки для мамы»;
  • Лепка «Чудо - клумба».

Развивать интерес к экспериментированию с материалами и средствами изображения. Воспитывать интерес к необычным техникам. Совершенствовать навыки слушания художественного произведения, совершенствовать умение высказывать свое мнение.

Пальчиковые краски, гуашь, пластилин или соленое тесто, цветная и белая бумага, печатки, салфетки из ткани, баночки для воды, доски для лепки, кисти, бумажные и влажные салфетки, клей.

Магнитофон.

Хрестоматия для малышей.

Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Раз, два, три – к цветочку беги!», «Живая клумба», «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Догони цветок», «На лужайке»; «Роза, мимоза, мак…» (со скакалкой);
  • Физмиутки: «Мы цветы», «Гимнастика для цветов»;
  • Эстафеты: «Кто быстрее выложит цветок», «Собери пыльцу»;
  • Психологический этюд «Цветок»;
  • Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».

Повышать двигательную активность детей.

Маски насекомых, цветов.

Спортивное оборудование: обручи, мячи маленькие жёлтого цвета, скакалка, корзины.

Искусственные цветы.

 

Список использованной литература.

  • Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005.
  • Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
  • Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008.
  • Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996.
  • Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.
  • Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2000.
  • Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Я садовником родился...."

Уже с рождения ребёнок начинает познавать мир. Всё, что видит и ощущает, он старается исследовать самостоятельно. Но ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают взр...

экологический, исследовательско-творческий проект «Я садовником родился» в средней группе

Паспорт  проектаНазвание проекта: «Я садовником родился» Руководитель  проекта: Трехсвятская Анна Евгеньевна, воспитатель средней группы МДОУ города Кострома  «Детский...

Экологическая прогулка "Я садовником родился"

Экологическая прогулка "Я садовником родился" о работе садовника для подготовительных групп....

Презентация к проекту "Я садовником родился"

Создание условий для исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию однолетних цветов и в облагораживании территории детского сада.Задачи ...

Презентация фотоальбома к проекту "Я садовником родился!"

Бархатцы, одни из последних цветов осени. Может быть поэтому, они собрали в свои соцветия столько оттенков яркого солнышка - оранжевого и желтого, бордового и красноватого и много - много золота. Пото...

Проект "Я садовником родился"

Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Цветы- это не только красота, но часть живо...

Проект "В лесу родилась ёлочка" (старшая группа)

В  данном проекте интеграция всех образовательных областей...