Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
консультация

|Кравченко Евгения Викторовна

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился человек, где он живёт, и в конечном счёте приводит к любви к своему Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад №15 «Ладушки»

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Воспитатель первой кв. категории:

Кравченко Е.В.

г. Камень - на - Оби

2022г.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился человек, где он живёт, и в конечном счёте приводит к любви к своему Отечеству.

        Давно известно, что влияние окружающей природы на ребёнка огромно: природа встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет его остановиться, присмотреться, задуматься.

        Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает основные представления о разных формах жизни.  У ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном  условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы  и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

        Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, эта важная составляющая часть воспитательного процесса.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

         Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг.  Нужно учить детей правильно вести  себя в природе и среди людей. Часто из–за отсутствия знаний дети не могут выбрать адекватную линию поведения.

Поэтому необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

        Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая за природой, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту.

        Любое наблюдение -  это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.

         В такой ситуации педагогическое общение воспитателя с детьми должно принимать познавательную окраску: педагог задаёт чёткие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждый ответ, при необходимости корректируя сообщение ребёнка. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулируя дальнейший поиск информации.

        Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к окружающей природе. Формируют отчётливые конкретные представления о многофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

        

Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. 

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

        Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть – забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

        Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти, как писал В. Сухомлинский, «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль как свою собственную.

        Чувства сострадания и сопереживания, определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается. Защитить тех, кого обижают. Помочь попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных и растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

        Очень важно, показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней. Также должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

        Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. вот поэтому воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  •  Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

  • Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей – все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие, и в то же время каждое из них имеет сою экологическую нишу, все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

         а осознание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя (родителя), расцветший цветок, выздоровевший щенок..) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

                        активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

         Но, ни одно постоянное общение с природой, способно пробудить  и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовлетворение, и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).

Главное, всегда нужно помнить! Прежде чем научить ребёнка видеть красоту, понимать её прекрасное, надо развивать его эмоциональную сферу!

Чувства дошкольников, ещё недостаточно устойчивы и не глубоки, и носят избирательный  и субъективный характер.

Иногда воспитательные задачи осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не замечают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, обижать бездомных животных и т.д. А вот вы, дети, молодцы, знаете, что так делать нельзя, и конечно так не делаете.  

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА» Человек и природа ... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали ;дань этой вечной и актуальной теме. Н...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость....

консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...

консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...