Проект "Работа с родителями в ДОУ"
проект (средняя группа)

Полянская Ольга Сергеевна

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. На современном этапе многие родители дошкольников, в силу ряда существенных обстоятельств (например, занятость на работе или непонимание важности совместной деятельности с ребенком), не проводят со своими детьми много времени. При этом большинство современных родителей отдают себе отчет в том, что ребенок нуждается в совместной деятельности с ними.

Основа воспитания человека закладывается в семье. Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, заботы и традиции, свой быт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rabota_s_roditelyami_v_detskom_sadu_.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №111» г. Красноярск

Проект совместной деятельности

 воспитателей и родителей

«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»

Воспитатель :Полянская О.С.

Красноярск, 2022– 2023 учебный год

Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы.  Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть  авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты:

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные:

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные:

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта: поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.

развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста

Усиления взаимодействия детского сада и семьи, повышение уровня информированности родителей (законных представителей) о деятельности учреждения, через разные формы работы (оздоровительной направленности, технической направленности). Вовлечение родителей о воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Задачи проекта:

 - привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, используя разные формы работы;

- систематизировать и актуализировать опыт работы педагогов с семьёй, выявить эффективные формы работы;

- изучить новые формы работы с семьёй;

-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

- реализовать разработанный проект в образовательной практике в дошкольном образовательном учреждении.

- повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;

-Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2022-2023 год

месяц

                        мероприятие

ответственные

сентябрь

-Оформление стендов и другой наглядной агитации

-Сбор сведений о родителях

-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации  услуг в ДОУ

-Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

-Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

-Фотовыставка «Как я провел лето»

-Фотоальбом «Моя семья»

-Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Логопед

Воспитатели

Родители, воспитатели

родители

октябрь

-Спортивное развлечение «Веселые старты»

-Консультация «Грипп. Меры профилактики»

-Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

-Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

-развлечение «Праздник осени»

Инструктор по физ культуре

Родители

Медсестра

Муз.руководитель

ноябрь

-Выставка рисунков «Выходные в семье»

-Консультация «Одежда детей в группе»

-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

-Родительское собрание «С любовью к маме»

Родители

воспитатели

декабрь

-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

-Проведение новогоднего праздника.

Воспитатели

Родкомитет

Родители

Муз.руководитель

январь

-Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

-Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее  границы»

Воспитатели

Родители

воспитатели

февраль

-Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

-Выставка детских рисунков «Мой папа»

-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Воспитатели, медсестра

Родители

воспитатели

март

-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

-Родительское собрание

-Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района»

-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

апрель

-Фотовыставка «Все профессии важны…»

-Консультация «Все о компьютерных играх»

-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

май

-Выставка творческих работ «Этот День Победы»

-Праздник «Этот День Победы»

-Родительское собрание «Итоги года»

-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

-Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

Медсестра

родители

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

цели

мероприятия

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года»

Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»,  «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками

2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»,  «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»

 3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»

4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»;  «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников

Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда

Этапы работы

1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2022- 2023 учебного года.

  • Проведение анкетирования  родителей  воспитанников групп  старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
  • Составление перспективного плана мероприятий;
  • Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

      2. «Этап непосредственного проведения мероприятий  с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2022- 2023 уч.гг.

   Формы проведения мероприятия:

-родительские собрания

-папки-передвижки

-выставки творческих работ детей и родителей

-фотовыставки

-консультации

-мастер-классы

-проведение развлекательных мероприятий с родителями

-индивидуальные беседы

3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2023г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1.Педагоги ДОУ

Авторы проекта. Идейные организаторы.

Организация поисковой  и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

2.Родительский коллектив

Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

3.Инструктор по ФИЗО.

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

Разучивание различных игр, спортивных соревнований

4.Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

     Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом,  продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.  Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих  близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...