Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
методическая разработка (младшая группа)

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

АКТУАЛЬНОСТЬ

В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».

Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чтение и рассказывание художественной литературы, является целым комплексом различных действий. Ребенок приучается разглядывать, замечать детали и слушать. У маленьких детей расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий, кроме этого, чтение - полезный и спокойный досуг. Чтение и рассказывание благотворно влияет на развитие творческих способностей, на формирование нравственности, а также это отличный способ приучить детей анализировать и размышлять.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
     Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Однако, встречаются такие родители, которые не считают нужным читать своим детям книги, или читают очень мало. А ведь через художественную литературу у детей формируется осознанное восприятие окружающей действительности, правильное отношение к объектам природы: сочувствие, сопереживание, формируется забота о своем здоровье и окружающей среде. Поэтому важно с раннего возраста приучать слушать сказки, участвовать в играх-драматизациях, быть зрителем на различных театральных представлениях.

     Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования – «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoob_kudritskaya_22-23.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,

тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО:                                                        

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Протокол от _________20___№____

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

__________________ А.Ф.Мельникова

Приказ от __________20___№______

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

с 2020 по 2023г.

                                                         

воспитатель:

Кудрицкая Тамара Вадимовна

АКТУАЛЬНОСТЬ

В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».

Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чтение и рассказывание художественной литературы, является целым комплексом различных действий. Ребенок приучается разглядывать, замечать детали и слушать. У маленьких детей расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий, кроме этого, чтение - полезный и спокойный досуг. Чтение и рассказывание благотворно влияет на развитие творческих способностей, на формирование нравственности, а также это отличный способ приучить детей анализировать и размышлять.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
    Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Однако, встречаются такие родители, которые не считают нужным читать своим детям книги, или читают очень мало. А ведь через художественную литературу у детей формируется осознанное восприятие окружающей действительности, правильное отношение к объектам природы: сочувствие, сопереживание, формируется забота о своем здоровье и окружающей среде. Поэтому важно с раннего возраста приучать слушать сказки, участвовать в играх-драматизациях, быть зрителем на различных театральных представлениях.

     Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования – «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

Цель: повышение своего профессионального уровня и компетентности по формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ»; изучить методики и технологии педагогов в Интернете; использовать методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
  2. Формировать интерес у детей к художественной литературе, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

  1. Приобщать родителей к воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе детской художественной литературы;
  2. Создать условия для речевого развития детей через пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе (театральный уголок, уголок книги).
  3. Пополнить свою педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений и т.д.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. По данной теме повышен собственный запас знаний, изучена и использована различная методическая литература;
  2. У детей сформирован интерес к художественной литературе;
  3. Вовлечены родители в воспитание детей с помощью произведений русского фольклора  и художественной литературы;
  4. Созданы условия для речевого развития детей через пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе (театральный уголок, уголок книги).
  5. Педагогическая копилка пополнена новой информацией;

Этапы изучения темы:

  1. Информационный этап –  Изучение и переработка теоретического материала. Разработка индивидуального подхода организации образовательной деятельности по формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой в течении всего дня.

  1. Практический этап – Организация образовательной деятельности детей по формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой в течении всего дня. Широкое использование игр-драматизаций, чтение художественной литературы, потешек, загадывание загадок, рассматривание книжных иллюстраций, составление каталога игр-драматизаций для целенаправленного формирования первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Разработка конспектов. Подбор материалов для консультаций по теме.

  1. Обобщающий этап –  Подведение итогов проделанной работы. Мониторинг детей формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой ( конец учебного года). Аналитический отчет о проделанной работе.

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

План мероприятий по реализации программы 2022-2023 гг.

Содержание, тема

Форма отчета

Срок реализации

Уровень

Корректировка

     Работа с методической и периодической литературой, сбор и анализ информации

Библиография

Октябрь 2022

ДОУ

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям

Список произведений

В течение года

ДОУ

Пополнение методической копилки загадками, пословицами, поговорками

Картотека

Ноябрь

Декабрь

2022

ДОУ

Консультация для родителей

 «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам»

Консультация

Декабрь 2022

ДОУ

 Пополнить предметно-развивающую среду по теме

Фотоотчет

Декабрь

2022

ДОУ

Краткосрочный проект на тему:  “Книжка- малышка своими руками”(с презентацией)

Презентация

Январь

2023

ДОУ

Консультация для родителей

« Как научить ребенка учить стихотворения»

Консультация

Февраль 2023

ДОУ

 Консультация для родителей  «Сказка в жизни ребенка»

Выдержки

Март 2023

ДОУ

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Конкурс Фото

Март 2023

ДОУ

Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании ребенка»

Аналитическая справка

Март

2023

ДОУ

Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»

Консультация

Март

2023

Сайт ДОУ

Развлечение для детей и родителей «Расскажи стихи руками»

Сценарий досуга

Апрель

 2023

ДОУ

Викторина по сказкам с детьми и родителями «Дружим с книгами»

Сценарий

Май

2023

ДОУ

Фото конкурс «Моя любимая книга»

Фото

Май

2023

Сайт ДОУ

 Литература


1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012
2. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
3. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008
4. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
5. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016
6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.,1998.                                                                                                                                    8. А. В. Никитина  Покажи стихи руками Автор-составитель Логопедам-практикам, воспитателям и внимательным родителям Санкт-Петербург 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...

Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чте...