Статья "Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя)"
статья

Захарова Юлия Анатольевна

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей в настоящее время является очень актуальной. Представляю вашему вниманию комплекс мер по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова Юлия Анатольевна,

воспитатель,

ГБДОУ детский сад №37

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью

 (из опыта работы воспитателя)

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей в настоящее время является очень актуальной.

Исследования ВОЗ доказали: здоровье более чем на 50 процентов определяется  образом жизни, который ведет человек,  а уровень экологии, наследственные факторы, система здравоохранения влияют на сохранение здоровья в меньшей степени. 

Среди основополагающих причин, обуславливающих  отношение к здоровью у дошкольника, является семья и образ жизни, который ведут родители перед глазами ребёнка. Ученые подчеркивают, что семейное воспитание определяет привычки и установки растущего человека, его взгляды на гигиену, режимные моменты. Именно в семье закладывается культура отдыха, и только от родителей зависит, будет ли их ребёнок предпочитать просмотр мультфильмов или компьютерные игры или выберет активный отдых в игре, спорте, на природе. Необходимо согласиться с оценкой  Л. И. Гордиенко, которая указывает, что реализация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении без поддержки семьи не принесет желаемых результатов. 

     По мнению Н.Ю.Савельевой, дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. «Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - всё это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму».

Такие отечественные психологи, как Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, М.В. Матюхина, В.Д. Шадриков выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к здоровью. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование внеситуативно-личностной формы общения, становление познавательной деятельности.

В качестве средств формирования ценностного отношения дошкольников к здоровью исследователи называют: игровые технологии (В. В. Бледай и др.); проектные технологии (Е. Б. Родионова); подвижные игры (Н. М. Цибизова); фольклорные произведения богатырской тематики (И. В. Махалова); детский фитнес (Е. А. Заломская); технологии взаимодействия с семьей (И. П. Золотухина); поддержку эмоционального благополучия дошкольника (И. Б. Бичева и др.).

Забота о здоровье ребенка, формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляться систематически и последовательно. Поэтому считаю, что начинать решать эту проблему необходимо с младшего дошкольного возраста, когда у ребёнка только начинает формироваться отношение к окружающему миру. На этом этапе развития жизненные установки достаточно гибки, что помогает ребенку в развитии и принятии потребностей здорового образа жизни.

Главными составными частями здорового образа жизни являются:

- рациональный режим жизни;

- правильное питание;

- оптимальная двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение стабильного психоэмоционального состояния;

- безопасность в быту, на природе и на улицах города.

   В нашей группе созданы условия для формирования начальных представлений о ЗОЖ:

- развивающая предметно-пространственная среда по формированию ЗОЖ у детей;

- разрабатываем перспективный план на каждый год по формированию у детей культурно-гигиенических навыков;

- осуществляем взаимодействие с родителями по вопросам формирования начальных представлений о ЗОЖ, ведь положительный результат данной работы может быть достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-педагоги-родители). Необходимо поддерживать интерес дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни, включая их в разные виды деятельности.

В начале каждого учебного года в ходе наблюдения за детьми в повседневной деятельности замечаем:

- заинтересован ли ребенок правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения;

-получает ли удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;

- позитивно ли настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания;

- удовлетворен ли самостоятельными и совместными действиями и их результатом.

Проводим анкетирование родителей группы.

По результатам наблюдения и анкетирования планируем индивидуальную, подгрупповую и групповую деятельность. Чтобы заинтересовать детей, используем игровые и сюрпризные моменты – в гости к детям приходит кукла Неумейка (Грязнулька), которой дети каждый раз помогают научиться чему-то, узнать что-то новое.

Чтобы процесс формирования ЗОЖ у детей был целостным и результативным, выполняем следующие педагогические условия:

- разрабатываем перспективный план, который нацелен на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим детям;

-проводим анкетирование родителей на предмет сформированности у них знаний о ЗОЖ;

- вносим в развивающую предметно-пространственную среду наглядный и игрового материала: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница», пособия «Распорядок дня», «Алгоритм мытья рук» и «Алгоритм одевания на прогулку», «Эмоции»«Виды спорта»«Спортивный инвентарь»«Виды спорта», развивающие игры «Правильное питание» лото «Спорт»«Кубик настроений», дидактическая игра «Помоем куклу Машу» и «Полезная и вредная еда», «Можно- нельзя»,, игры, изготовленные своими руками - «Почистим зубки»и «Моем руки», плакаты «Тело человека»«Эмоции»«Осторожно, микробы!», «Пирамида здоровья, «Безопасность на улицах города», «Безопасность в быту», «Безопасность на природе» и др. 

Художественное слово: стихи про ЗОЖ для детей, стихи про питание, про умывание, потешки, пословицы и поговорки про пищу и еду, загадки о человеке, про еду, про спорт;

- размещаем информационно-наглядный материал по ЗОЖ (стенды, передвижки и пр.) для родителей в раздевалке,  консультации для родителей: «Новый день начинаем с улыбки и утренней зарядки»«Здоровый образ жизни в семье»«Бережем здоровье с детства»«Одежда ребенка»«Воспитание привычек у ребенка» и др.

     Используем в режимные моменты и в свободной деятельности в группе и на прогулке спортивный инвентарь: мячи разных размеров, корзины для бросания мячей, обручи, скакалки, кегли, массажные дорожки, кольцебросы и др.

Атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки. 

Атрибуты для выполнения упражнений: флажки, султанчики, погремушки, ленты.

Используем в своей работе картотеки: «Пальчиковая гимнастика»«Физкультминутки»«Дыхательная гимнастика»«Утренняя гимнастика»«Бодрящая гимнастика»«Подвижные игры», «Игровые упражнения».

С детьми проводим беседы: «Я и мое здоровье»«Как правильно мыть руки»«Что такое витамины»«Зачем делать зарядку», «Полезные и вредные продукты» и др.

По результатам анкетирования родителей и мониторинга детей в конце года делаем выводы о целесообразности комплексного подхода в формировании у детей ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"

Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....

консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

Тема: «Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью» (из опыта работы воспитателя младшей группы)

На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. В дошкольной организации необходимо ежедневно проводить постоянную работу по укреплению здоровья...

Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)

Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)...