Главные вкладки

    "Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"
    статья на тему

    Учеваткина Людмила Михайловна

    Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 373.2

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе игры.

    Учеваткина Л.М., Панфилова Л.Ф.

    АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №127 «Гуси-лебеди», г.о. Тольятти, Россия, metod127@pdlada.ru

    Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Эти и другие важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, но также в ведущей деятельности дошкольника – игре. Из опыта работы мы видим, что игра в детском саду стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин. Во – первых, игра стала средством обучения. Во – вторых,  большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передачи игрового опыта от поколения к поколению с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой. В – третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. В результате, по нашему мнению, больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, проецирующей дальнейшую успешность ребенка в жизни.

    Работая с часто болеющими детьми, мы заинтересованы сформировать у дошкольников ценностное отношение к здоровому образу жизни, правильное, осознанное отношение к себе и к своему здоровью. Мы предположили, что  эффективным методом, способствующим решению этой проблемы, послужит метод проектной деятельности, который приобщит детей к ценностям ЗОЖ.

    В своей работе мы определили три уровня решения задач.

    Первый уровень – информационный (когнитивный), определяющий знания детей в области здоровья.

    Второй  уровень - личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально  положительного отношения ребёнка к содержанию игры.

    Его показатели - интерес, потребность, положительные эмоции в играх.

    Третий уровень - деятельностный, характеризующий активную включенность ребёнка в деятельности по организации ЗОЖ.

    На этапе разработки содержания игр, занятий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, мы тщательно продумывали и организовывали в детском саду предметно-развивающую среду  таким образом, чтобы она была направлена на здоровый образ жизни.

    По нашим наблюдениям дети с младшего возраста играли в «Больницу», куда приводили животных и кукол лечится. В первую очередь мы изготовили «Ветеринарную клинику». С  каждым годом усложняя и пополняя её, добились положительных результатов.  Попутно с «Ветеринарной клиникой» у нас создавалась сюжетно – ролевая  игра «Больница» для детей и взрослых, где формировались ценностные отношения к ЗОЖ. Вовлекали в игры родителей, устраивали встречи с интересным человеком (медсестра сада), приглашали родителей  врачей, где дети знакомились с работой доктора. Ко Дню здоровья организовывали досуг « Мама, папа, я - здоровая семья». Устраивали интеллектуальные викторины на тему: «Что нужно, чтобы быть здоровым». Проигрывали проблемные ситуации «Что было бы, если ……..» (ребёнок поранился, больница далеко и т.д.). В группе стало традицией  организовывать  «Неделю игры».

    Результатом проекта стал макет игры «Больница», изготовленный нами совместно с родителями и детьми. Этот макет представляет собой машину с вывесками разных кабинетов. На переднем плане схема всей «Поликлиники», где дети определяются с выбором кабинетов. Представлены регистратура, где находятся карты больных, которые заполняются регистратором и узкими специалистами в виде схем. Эта игра позволила расширить знания детей о себе и о своём здоровье; знания об узких специалистах, которые лечат определённые болезни.

    Мы считаем, что создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным.

    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует формированию у детей ценностного отношения к ЗОЖ и установлению позитивного микроклимата в группе.

    Литература:

    1.Решетнёва Г., Абольянина С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни. Дошкольное воспитание №4, 2008.

    2. Казакова Г.М., Калмыкова Е.В. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе. Москва, 2010.

    3.Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. Москва, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

    Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...

    Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики

    В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации...

    консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

    Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

    Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

    Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....

    «Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»

    Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является к...