консультация для педагогов
консультация

Ягфарова Миннур Вагизовна

развитие у дошкольников ценностного отношения к родному городу и краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rodnoy_kray.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                      «Основные методы развития у дошкольников

                                       ценностного   отношения к родному городу и краю»

                                      Консультация для педагогов.

                                     Составила: воспитатель по обучению

                                    татарскому, русскому языкам

                                   Ягфарова Миннур Вагизовна

                                   МБДОУ № 69 2021г

            Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.Патриотизм, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо прививать с раннего детства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Воспитатель должен пробудить, у детей, любовь к родному городу, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях, по мнению Виноградовой Н.В, необходимо решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – формировать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Все это в конечном счете будет содействовать патриотическому воспитанию ребенка.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

         Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы…). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих «золотых» рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

        Надо помочь дошкольнику сформировать первые чувства патриотизма: любовь к родному краю, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа и своего родного города.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

          Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.

Так из любви к родному городу развивается у детей чувство любви к Родине.

В детском саду, как отмечают многие авторы, необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.

    Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие… Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

          Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Формирование личности ребенка осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

Задача педагогов и родителей: как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

С младшими дошкольниками, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо начинать знакомство с городом с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Взрослые могут обращать внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды). Воспитатель должен объяснить детям, что они тоже – маленькие петербуржцы, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Обязательно надо рассказывать о большом, красивом родном городе: чтобы дети смогли удивиться большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.

Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.

Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Важно показать детям родной город как город – красавец (зеленый город), город – труженик.

В старшей группе становится актуальной задача знакомства детей с историей родного города. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривании иллюстраций о городе, где побывали с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.

В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; объяснить назначение герба города и познакомить с гимном своего города. Приобщить детей к неистощимым богатствам русской литературы.

Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

          Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами. Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. Мы видим, что знакомство с городом, с его историей, культурой и архитектурой – это тот стержень, на который нанизываются получение знаний, формирование навыков и умений через разные виды деятельности.

Прививая детям любовь к городу, надо использовать разные методы: экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, занятия – путешествия, вечера досуга, тематические выставки…

Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном городе, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой город.

Очень интересно, в ясную погоду, вместе с детьми, встать у подножия Александровской колонны, почувствовать ее высоту и увидеть, как ангел склоняет над нами свой лик. Рассказать, что это самая высокая в мире триумфальная колонна и вызвать чувство гордости за свой город.

Целевые прогулки. С малышами целесообразно прогуляться в парикмахерскую (там подстригают папу), на почту (мама оплачивает квартиру), с детьми по – старше – в центр в парке « Семья».

Праздники – это всегда радость! Надо суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.

При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К.А., Саврасов А.К., Васнецов В.М. и других), воспитатель воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему городу, к своей Родине.

         В группе собираются альбомы, которые создаются родителями вместе с детьми), «Мой город», «Где мы были» и записываются рассказы детей о полученных впечатлениях, 

    Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста.

Цель. Пробудить интерес к истории родного края; города, используя различные средства ( музыка, чтение стихов, рисование беседа) Закреплять  знания о памятниках старины, землепроходцах, старых названиях улиц, народных промыслах, природе родного края .Развивать воображение в процессе составления рассказов. Дать возможность каждому ребенку раскрыть свои творческие способности. Воспитывать чувство гордости, любви к  своему краю.

Материал. Организована выставка изделия народных промыслов. На мольбертах – карта с улицами нашего города.

Нижнекамск - основан  25.12.1960 г. Он расположен в севере восточной части республики Татарстан в 8 км. от реки Кама. Нижнекамск третий по численности город в республике и второй, самый молодой, в Нижнем Прикамье население города  и района насчитывает с выше 260 тыс. жителей, в том числе татар 49,2%, русских 46,1%, чувашей 3%, украинцев, башкир 1%. Всего около 40 национальностей. Средний возраст 32 года.

Одна из первых улиц города эта улица Юности. Старожилы помнят, что в начале 60-х годов город Нижнекамск называли городом юности. Жизнь города связана с нефтехимиками, поэтому центральная улица города носит название проспект Химиков.

Проспект Химиков красив в любое время года: весной цветение яблоневых деревьев, осенью ярко красно – рыжие кисти рябины вдоль трамвайных путей, зимой белоснежные березы городского парка, заложенного ветеранами в честь 40- летия Победы, летом зелень деревьев и разнообразие цветов скверов.

В центре города есть замечательное место – площадь и сквер имени Николая Васильевича Лемаева, Героя Социалистического труда, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, министра нефтехимической промышленности СССР, первого генерального директора ОАО «Нижнекамскнефтехим» - «Отца» города Нижнекамска. В сквере ему установлен памятник.

Другой центральный проспект носит название проспект Шинников, эта очень красивый, проходящий перед городским парком  проспект. Проспект Мира проходит через новые микрорайона города, его очень любит молодежь.

Параллельно, ближе к лесу, располагается улица Сююмбике, название в честь казанской царицы.

Улица Корабельная упирается в рощу. Отсюда крестьяне – лошманы готовили, вывозили, сплавляли  лес по Каме или везли на лошадях на Казанскую верфь. Где по приказу Петра I строили корабли. Именно этот лет изобразил И.И. Шишкин в своей картине «Корабельная роща» вдоль Афанасовского  оврага близ Елабуги 1898 г.

Улица Тукая названа в честь татарского поэта Габдуллы Тукая. В 1991 в сквере установлен памятник, его изготовил знаменитый татарский скульптор, художник, поэт, певец Баки Урманче.

Его имя носит улица и татарская гимназия №2.

Гармонично вписались и подчеркивают красоту города Соборная Мечеть и Храм Воскресения Христово. К 35 – летию Нижнекамска был реконструирован и благоустроен Святой ключ. Сегодня это  предмет особой гордости горожан. Наш город любит как хорошо трудиться, так и отдыхать. Для этого созданы все условия: Дом народного творчества, Музыкальное училище, Центральный городской музей, кинотеатр, различные развлекательные клубы – здесь с удовольствием проводят свое свободное время жители и гости города. Нижнекамск занял почетное место среди городов России. Он много раз был удостоен высоких наград: Переходящие Красные Знамена Правительства РФ за успехи в народном хозяйстве, за лучшее состояние городского хозяйства (Озеленение, благоустройство, санитарное содержание улиц и микрорайонов).

Дважды на всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» – город Нижнекамск завоевал первые места. Сегодня Нижнекамск – это город с хорошими традициями и высокой культуры.

Акционерное  общество «Нижнекамскнефтехим» является одним из крупнейших производителей и экспортеров нефтехимической продукции. На него приходится около половины вырабатываемой в Татарстане нефтехимической продукции и четверть всей  отрасли России. Продукция предприятия экспортируется почти в сто стран мира.

   Каждая третья шина в России выпускается акционерным обществом «Нижнекамскшина».

   47% вырабатываемой в республике энергии производят нижнекамские ТЭЦ- 2. Это крупнейшие теплоэлектростанции, подающие тепло и свет жителям города, а также обеспечивающие электро- и тепло –энергией предприятия.

   Огромное значение  как для города, так и для Татарстана имеет Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод. С вводом в эксплуатацию всех объектов предприятие будет единственным заводом в России и СНГ, технология которого позволит получать нефтепродукты европейского качества.

Нижнекамск удачно спроектирован, генеральный план строительства города в самое  время был  удостоен золотой медали ВДНХ СССР. Проектировщики, а затем строители  и жители города создали город- сад, красивый и удобный. В городе много зелени, широкие улицы. Жилые кварталы размещаются на высоком берегу Камы.

Вытянувшийся в излучине реки Камы (поверхность реки на изгибе блестит словно серебряная подкова – это знак счастья), на более чем 10 километров, город двух сторон окружен лесом. От промышленной зоны его отделяет санитарная зона протяжностью 5-7 километров здесь растут фруктовые сады. В стороне, на возвышенности, в лесу расположены: нефтехимический комбинат, шинный завод, нефтеперерабатывающий завод, механический завод, технического углерода, предприятие  энергетики, строительства и транспорта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими        заболеваниями №69»

                       Консультация для воспитателей

«Основные методы развития у дошкольников ценностного      отношения к родному городу и краю»

                                                                               Составила:

                                                                               воспитатель по обучению    

                                                                               татарскому и русскому  

                                                                                языкам

                                                                                Ягфарова М.В.    

                 

                                            г.Нижнекаск.

                                                      РТ    

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими        заболеваниями №69»

                       Консультация для воспитателей

«Приобщение детей к национальной культуре»

                                                                               Составила:

                                                                               воспитатель по обучению    

                                                                               татарскому и русскому  

                                                                               языкам

                                                                               МБДОУ №69

                                                                                Ягфарова М.В.    

     

                                            г.Нижнекаск.

                                                      РТ    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....