Реабилитационная программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»
рабочая программа (старшая группа)

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»

Реабилитационная программа

Пояснительная записка

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей.

Так как центральная нервная система ребенка дошкольного возраста в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно, то именно в этом возрасте работа по формированию КГН является наиболее значимой. Самым оптимальным возрастом для начала работы в этом направлении считается ранний и младший дошкольный возраст. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Но, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, формирование КГН является актуальным и в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, и приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Дети, поступающие в социально – реабилитационное учреждение, зачастую имеют разный уровень или полное отсутствие сформированности КГН, поэтому особенно важно сделать работу в этом направлении интересной и коммуникативной.

В связи с тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в социально-реабилитационном центре, на основании результатов анализа контингента воспитанников были созданы условия и разработаны мероприятия, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков. (Приложение №1)

Реабилитационная программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.

Цель: Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей.

Задачи: Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного возраста целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей воспитатель сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у воспитанников представление о пользе физкультурных упражнений. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Реализация реабилитационной программы «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» расчитана на период с момента поступления несовершеннолетнего в группу и до его дальнейшего жизнеустройства.

Отличительной особенностью реабилитационной программы, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, является привлечение

детей с уже сформированными культурно-гигиеническими навыками в качестве тьюторов, что бы бережно ввести нового ребёнка в общий ритм жизнедеятельности.

Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия несовершеннолетнего.

Предполагаемые результаты:

Дети должны уметь правильно:

  • Умываться.
  • Чистить зубы.
  • Причёсываться.
  • Мыть руки.
  • Мылить руки.
  • Мыть ноги.
  • Намыливать мочалку.
  • Сидеть за столом.
  • Держать ложку.
  • Пользоваться салфеткой.
  • Убирать крошки со стола.
  • Снимать и складывать одежду.
  • Одеваться и поправлять одежду.
  • Расправлять и заправлять свою постель.
  • Просить о помощи.

Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что большинство детей дошкольного возраста после внедрения и реализации программы по формированию культурно-гигиенических навыков умеют быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, развешивать одежду в определенном порядке и месте, пользоваться расческой. Многие умеют полоскать рот утром и после приема пищи, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой своей одежды и обуви. В ходе систематической и целенаправленной работы происходят качественные и количественные изменения показателей уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические умения превращаются в привычки-действия (навыков), выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями развития является выполнение требований личной и общественной гигиены, проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Постепенное возрастание сознательного отношения к своему поведению и контролю над ним способствует полноценному развитию и становлению личности ребенка.

Приложение №1

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности. Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

Настольная игра «Подбери пару»

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью. Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие. Культурно-гигиенические навыки в старшей группе (картотека)

Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни. Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении. Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д.

Приложение №2

Стихи и потешки.

Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
*****************
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели,
*****************
Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат - головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно!
Слово "кашку" в зависимости от меню малыша можно заменить на "йогурт", "супчик", "мяско", "творог" и т.д.
**********************
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек)
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
********************
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку 
Повторяй за мной слова:
Ручка - раз, ручка - два! Застегнем застежки 
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки. На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два! А теперь на ножки - 
носочки и сапожки!

(Если дело происходит летом, то вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!) 
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два! Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два! 
*****************
Уберем игрушки,
Приляжем на подушку,
Глазки-незабудки
Закроем на минутку.
Губки-землянички,
Пушистые реснички,
Щечки-лепесточки
У моего цветочка.
Розовые ушки,
Кудрявая макушка…
Накроем одеяльчиком
Крохотные пальчики,
Пухлые ручонки,
Усталые ножонки,
Маленькие пятки.
Засыпай, мой сладкий!
**********************
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали. 
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать.
Ты закроешь глазки,
И приснится сказка:
Про кота мурлыку,
Журавля-курлыку,
Лисоньку-хитрулю,
Мышку-крохотулю,
Зайчика-хвастушку
И жужжалку-мушку,
Про шмеля-гуделку,
Хлопотушку-белку,
Про сластену-мишку.
Спи, моя малышка! (для девочек)
Засыпай, мой милый,
Набирайся силы! (для мальчиков)

Стрижем ногти

Самое короткое стихотворение (универсальное).

Пальчик, пальчик!

Где ты был?

Милый мальчик,

Где бродил?

Покажи-ка ноготок!

Подстрижем его: цок-цок!

Стриг да стриг, цок да цок!

Аккуратный ноготок!

Стихотворение для малышей постарше.

Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с другом в магазинчик!

Покупал игрушки,

Сладкие ватрушки!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!

Как солдатик оловянный

На посту всегда стоит

И имеет грозный вид!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!

Со щенком играл в передней

Прятались, смеялись,

По полу кувыркались!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Пальчик указательный –

Очень любознательный!

Это кто? А это как?

На вопросы он мастак!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это пальчик наш большой!

Стричься рад со всей душой!

Он в хорошем настроенье

Ел клубничное варенье!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок.

Приложение №3

Беседы:

Тема: «Умывание каждый день»

Закрепить навыки детей в умывании, в знании туалета и их значении; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу. Беседа. Чтение художественной литературы.

Тема:«Доброе утро, расчёска»

Закрепить навыки пользования расчёской и ухода за ней. Беседа. Чтение художественной литературы. Практическая работа.

Тема: «Личная гигиена»

Познакомить детей с понятием «гигиена» (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными местами) и учить выполнять правила гигиены. Беседа-диалог.

Тема: «Чистое помещение – залог здоровья»

Развивать у воспитанников практические навыки санитарии и гигиены, прививать навыки здорового образа жизни, закрепить основные правила поддержания чистоты в группе, формировать убеждение, что чистое помещение-это залог здоровья. Беседа-диалог.

Тема: «Правила ухода за телом»

Привить навыки здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом. Закрепить основные правила мытья тела, рук и ухода за волосами. Беседа-практикум.

Тема: «Уход за зубами».

Закрепить основные правила ухода за зубами. Прививать навыки личной гигиены. Беседа-практикум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответств...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных  навыков у детей с ОНР....

"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в младшем дошкольном возрасте

На что следует обращать внимание в младшем дошкольном возрасте при формировании культурно-гигиенических навыков....

Консультация для родителей "Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

Консультация для родителей"Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"...

Реабилитационная программа: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей....

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...