Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
«Формирование культурно-гигиенических навыков у
детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
СОДЖЕРЖАНИЕ:
1 РАЗДЕЛ. Целевой…………………………………………………………...………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3
1.2. Планируемые результаты освоения программы………………………….….4
2 РАЗДЕЛ. Содержательный………………………………………………………………………….4
2.1. Описание содержания образовательной деятельности………………………….……4
2.2. Календарно – тематический план………………………………………….……………..5
3 РАЗДЕЛ. Организационный……………….………………………………………………………...8
3.1. Способы и формы оценки результата…………………………………………….……8
Список литературы……………………………………………………………………………11
1 РАЗДЕЛ. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви,
она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том,
что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками,
как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.
Цель: создание педагогических условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
- способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
- познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение
правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться
столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать
полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни в детском саду и дома.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание
культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы
культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические
процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила
поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в
повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на
формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по
вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному
процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности
воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-
гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на
развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
2 РАЗДЕЛ. Содержательный
2.1. Описание содержания образовательной деятельности
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- прямое обучение;
- показ;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы.
2.2.Календарно-тематический план
Период | Собственно, образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Тема «Наша группа». Задачи: – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; – учить детей ориентироваться в групповом пространстве; – развивать чувство любви и гордости за свою группу; – побуждать детей бережно относиться к своей одежде; – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. | Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. Празднование дней рождения в группе. | Игровые ситуации для сюжетной игры: – кукла Таня у нас в гостях; Ситуации для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу. | Консультация для родителей « формирование культурно-гигиенических навыков у детей» |
Октябрь | Тема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. | Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. | Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник). | Консультации: «Как научить малыша причасываться»; «Что должен уметь ребёнок?» |
Ноябрь | Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: – формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; – воспитывать культуру поведения за столом. | Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе». | Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». | Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых». |
Декабрь | Тема «Умывание каждый день» Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. | Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). | Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка». Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. | Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!» |
Январь | Тема «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. | Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». | Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» | |
Февраль | Тема «Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. | Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». | Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!» |
Март | Тема «Вместе с куклой на прогулку» Цель: – закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице. | Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). | Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». | Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). |
Апрель | Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: – развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). | Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». | Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
Май | Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. | Дидактическая игра «Научим куклу умываться». | Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» | Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра». |
3 РАЗДЕЛ. Организационный
3.1. Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов
освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических
навыков).
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
- Наблюдение за детьми.
- Анкетирование родителей.
- Беседы.
- Способы фиксации данных обследования
- Протоколы наблюдений.
- Способы обработки результатов
- Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (на начало и конец года).
Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.
Имя ребёнка | Сформированность навыка мытья рук | Кол-во баллов | Сформированность навыка опрятной еды | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке |
Примечание.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки;
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие, выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии
становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь
ребёнок?»
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых»
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной
убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями
«Как я укладываю своего ребёнка спать»
Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в
кроватку, чтобы он лучше засыпал»
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра»
Дети:
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Список литературы
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного
возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ
«Учитель», 2001.
2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул:
АКИПКРО, 2008.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного
учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».
Приобщение детей с самого раннего возраста к художественной литературе является первоочередной задачей для педагогов общео...
Презентация выступления:«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Занятие представляло собой постановку пьесы в одном действии, трёх картинах по мотивам русской народной сказки «Коло...
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...
Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________
Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...