Рабочая программа дополнительно образования"МукаСолька"
рабочая программа (младшая группа)

Михайленко Виктория Николаевна

У маленьких детей развитие речи на прямую зависит от мелкой моторики рук. Вот и выходит, что лепка- это не только интересно, но и полезно. Кроме того, послеподобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при  подготовке к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhok_mihaylenko_1.docx332 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»

                                                                     

   Согласовано                                                                                    УТВЕРЖДЕНА

   приказом  заведующего                                                                 на педагогическом  совете

   МБДОУ «Детский сад «Росинка»                                                МБДОУ «Детский сад  «Росинка»

   Приказ № 146-о  от 23.08.2022 г.                                                  Протокол № 1 от 23.08.2022 г.

    ___________ З.А. Махметова

                                                                                                 

                                                                                                 

                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 по художественной-эстетической направленности

 «МУКАСОЛЬКА

 

                                                     

                                                      Возраст воспитанников: 2 -4 года

                                                                                 Срок реализации программы: 1 год                              

                                                                                 Составитель программы:        

                                                                                 воспитатель: Михайленко Виктория Николаевна

                                                                                                         

г. Салехард, 2022

Содержание

   1.

Пояснительная записка

3

   2.

Цели и задачи программы

5

   3.

Условия проведения кружка по тестопластике

6

   4.

Принципы построения программы

9

   5.

Методы и приемы

10

   6.

Перспективный план работы

14

   7.

Работа с родителями

20

   8.

Система мониторинга достижения детьми  

планируемых результатов освоения рабочей  программы

23

   9.

Литература

27

Приложения

Особенности и технологии лепки из соленого теста

28

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лепка из соленого теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

У маленьких детей развитие речи на прямую зависит от мелкой моторики рук. Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме того, послеподобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны сознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. Многогранность детской деятельности позволяет использовать ее как средство обучения и воспитания. Для формирования изобразительной деятельности у ребенка необходим определенный уровень развития моторики, восприятия, зрительно-моторный координации, речи, игры, воображения, образной формы мышления, которые в процессе этой деятельности активизируются и в свою очередь развиваются.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

«От простого—к сложному» - девиз данной программы.

На занятиях кружка «Мукасолька», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков. Руководствуясь личностно – ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребенка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

  1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
  2. Побуждение детей к художественному творчеству путем постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
  3. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребенком, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка.
  5. Вариативность творческих способностей.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности;

Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, речи детей, стремление к самостоятельности.

Задачи программы:

  1. Ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
  3. Развитие творческой активности и познавательных интересов у детей.
  4. Формирование и развитие у ребенка внимания речи, сосредоточенности на предмете, умения подражать действиям педагога.
  5. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  6. Формировать художественный вкус.
  7. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
  8. Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  9. Соблюдение правил техники безопасности.

Ожидаемые результаты:

К концу года ребенок должен уметь: лепить предметы разной формы, применять в  лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.

Составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.

3. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ

Условия вхождения: добровольные

Кружок проводится с детьми 2 – 4 года. Занятия проводиться один раз в неделю, продолжительностью до 20 минут.

В подгруппах 12- 15 человек.

Программа рассчитана на 32 занятия. Превышение программных задач:

  1. Развитие интереса к лепке.
  2. Закрепление приемов лепки. Формирование умения прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывая мелкие детали.
  3. Сглаживание пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
  4. Упражнения в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полной формы.
  5. Поощрение стремления украшать вылепленные изделия узором при помощи природных материалов, круп, бусинок.
  6. Закрепление приемов аккуратной лепки.
  7. Формирование умения создавать коллективные произведение.


              ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:

  • Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
  • Для чего мы здесь собрались?
  • Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
  • Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
  • Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)

             ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:

  • Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую – расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную – развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально – адаптивную форму деятельности, снятие психо - эмоционального напряжения.
  • Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.


4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
  4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  5. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.


5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
  • Конструктивный – является  наиболее  простыми заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще используют на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
  • Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
  • Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
  1. Словесный метод:
  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция;
  1. Наглядный:
  • Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
  • Показ выполнения работы (частичный, полностью);
  • Работа по технологическим картам.
  1. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
  • математикой;
  • развитием речи;
  • художественной литературой.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а так же овладеть изобразительными и техническими приемами. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставлять им возможность выбирать темы, выразительные средства и способы изображения. В поделках использовать природные материалы: сушеные листья, скорлупу орехов, семечки, крупы и т.д.

Формы организации обучения.

  1. По образцу;
  2. По замыслу;
  3. По теме.
  1. По образцу.

Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.

  1.  По замыслу.

Форма организации обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что он будетлепить. Чтобы это деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки по образцу и по теме.

  1.  По теме.

Детям предлагают общую тематику лепки, и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации лепки по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения по лепке может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.


МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

  1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.
  2. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.
  3. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из – под крана.
  4. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2ст. л. клея  на небольшое количество воды).
  5. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.
  6. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.

ИНСТРУМЕНТЫ.

Деревянная скалка или резиновый валик

стеки, вилка, расческа

формочки для выпечки печенья

ситечко зубочистки кисточки

пробки с резьбой

стакан с водой (для склеивания деталей между собой) пуговицы, бусины, тесьма и др.


РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА

РЕЦЕПТ № 1

2 стакана муки

1стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 2

1,5стакана муки

0,5стакана крахмала

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 3

  1. Стакан муки

1стакан соли

  1. Стакан клейстера

РЕЦЕПТ № 4

  1. Стакана муки

1 стакан соли

100 г клея ПВА

80 г стакана воды

В результате такого организационного подхода в работу оказываются, вовлечены все дети.


6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Перспективный план кружка «Мукасолька»

№ занятия

Цель

Формыработы

Октябрь

Занятие № 1,2

 Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

Наблюдения,  опрос, лепка.

Занятие № 3,4

 «Плюшки-завитушки»

Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним.  Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  лепка, физкультминутка.

Ноябрь

Занятие №1,2

 «Ягода малина»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  лепка, физкультминутка, подвижная игра.

Занятие № 3,4

 «Пчёлка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  лепка, физкультминутка, подвижная игра.

Декабрь

Занятие № 1,2

 «Рыбка»

Закрепление технических навыков и приемов  лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  лепка, физминутка,

Подвижная игра, чтение стихотворений.

Занятие № 3,4

«Снеговик»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и  репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно – творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.

Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Рассказ воспитателя и составление рассказа по  сюжетной картинке детьми, отгадывание загадок, дидактическая игра, лепка,

физкультминутка.

Январь

Занятие №1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с октября по декабрь.

Наблюдение, опрос, лепка.

Занятие № 2,3

 «Снежинка»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании  знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.

Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра.

Февраль

Занятие № 1,2

 «Черепаха»

Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полном объёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций,

физкультминутка, лепка,  дидактическая игра, заучивание

стихотворения

 Занятие № 3,4

 «Ёжик»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Беседа, рассматривание иллюстраций,

физкультминутка, лепка, дидактическая игра.

Март

Занятие № 1,2

 «Тихая сказка»

Научить        использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежей посредством включения в их оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Беседа,

Рассматривание иллюстраций,

физкультминутка, лепка, дидактическая игра, чтение стихотворения С.Маршака «Тихая сказка».

Занятие № 3,4

 «Овечка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций,

физкультминутка, лепка, дидактическая игра.

Апрель

Занятие № 1,2 «Мышка»

Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка.

Занятие № 3,4

 «Сказочное  

 деревце»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, музыкальная пантомима.

Май

Занятие № 1,2 Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с октября по май.

Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие № 3-4

 «Лепим сказку»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении  сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, Подвижная игра, сочинение сказки.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В семье и коллективе ребенок впервые познает себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и в группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребенка, как бы они просты и наивны ни были. Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с  детьми занятии по изготовлению поделок из самых разных по качеству и  фактуре материалов.

Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
  • Объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • Принципы взаимодействия руководителя кружка с родителями;
  • Доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
  • Индивидуальный подход;
  • сотрудничество, а не настойчивость;
  • серьезная подготовка;
  • динамичность.


Темы консультаций для родителей:

«Первые шаги в работе с соленым тестом»

«Как воспитать творческую личность»

«Творите своими руками»

Конкурсы.

  1. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка».
  2. Конкурс «Лучший подарок маме».
  3. Конкурс семейных работ на лучшую картинку на тему: «Лето,лето...»

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой.

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста».

  • Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в тоже время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
  • Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его впредмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
  • Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
  • Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что – то не получилось сразу.
  • На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование  артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
  • Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
  • Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
  • Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким идрузьям.


  1. СИСИТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                               ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 2-4 года.

Критерии

  1. Содержание изображения.
  2. Передача формы:
  • Форма передана точно:
  • Есть незначительные искажения;
  • Искажения значительные, форма не удалась.
  1. Строение предмета:
  • Части расположены верно;
  • Есть незначительные искажения;
  • Пропорции предмета переданы неверно.
  1. Передача пропорций предмета в изделии:
  • Пропорции предмета соблюдаются;
  • Есть незначительные искажения;
  • Пропорции предмета переданы неверно.
  1. Композиция. В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

а) расположение фигур:

  • По всей доске;
  • Не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

  • Соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
  • Есть незначительные искажения;
  • Пропорциональность разных предметов передана неверно.
  1. Передачадвижения:
  • Движение передано достаточно четко;
  • Движение передано неопределенно, неумело;
  • Изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

  1. Цвет (лепка из теста)  В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:

  • Передан реальный цвет предметов;
  • Есть отступление от реальной окраски;
  • Цвет предметов передан неверно.

Анализ процесса деятельности.

  1. Характер лепки. В соответствиис проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

  • По частям
  • Из целого куска
  • комбинированным способам

б) технические приемы

  1. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а)отношение к оценке взрослого:

  • Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • Эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается;
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в)        эмоциональное        отношение        к        деятельности:        насколько        ярко (сильно,        средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности:
  • Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
  • Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.
  1. Творчество:
  • Самостоятельность замысла;
  • Оригинальность изображения;
  • Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит неколичественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий -1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

  • Форма передана точно - 3 балла;
  • Есть незначительные искажения - 2 балла;
  • Искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.


  1. ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

  1. Гипсон Р., Тайлер Т. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕЛ». –М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» № 5, 2008.
  2. И.Михайлова «Лепим из солёного теста». –М.Издательство «Эксмо», 2004.
  3. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». –М.Издательство «Эксмо», 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ

          ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

                              (практические советы и рекомендации)

Техника работы с соленым тестом не сложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста. Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок.

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Покатесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной - двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение и реставрация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочкамитеста.

Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.


Инструменты и дополнительные материалы, необходимые  для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки – бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа - чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т. д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные        стержни        от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из – под ниток, втулки из – под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.


ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Скульптура из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер - сюрпризов, дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.д.).

Полезные советы:

  • изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.
  • Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.
  • В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер - сюрпризов.
  • Для  более  четкой передачи   образа   к   тесту   можно   добавить дополнительные материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода. Из пластмассовых палочек от чупа – чупсов или зубочисток получаются чьи - нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
  • Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
  • Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и виду поделок будет непривлекательным.

Медали и медальоны из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки, трубочки для коктейля, пластмассовые трафаретки, трафареты из плотного картона, дополнительный материал (пуговки, бусинки, бисер, ракушки и т. д.).

Полезные советы:

  • Дети очень любят лепить из теста замечательные медали медальоны, а потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед - назад, работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.
  • Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой трафаретки дляпеченья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью. Не следует в работе с детьми использовать металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить ладонь ребенка.
  • Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто и  обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от заготовки, обрезанное по краям тесто.
  • Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутами и т.д.
  • Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, так как, когда тесто высохнет, дырочку сделать будет невозможно.

Лепка рельефной картины

Необходимые материалы и инструменты:  рамка и основа будущей картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости   от   темы   и   сюжета   будущей   картины); скалки;  различные стеки или предметы их заменяющие (зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски; кисти разного размера; клей ПВА; лак.

Создание картины из соленого теста.

Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.

По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.

Оригинальные работы получаются, если в качестве основы использовать диски или пластинки.

Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы, и то какие элементы будут сделаны из теста.

Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затемсушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.

Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.

Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д.

Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и сухими травинками, сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.

Методические рекомендации для педагогов

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, педагогам  следует соблюдать следующие условия:

  • ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
  • для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать сними;
  • необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его впорядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
  • на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
  • не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток, самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не получат отрицательной оценки взрослого;
  • необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителями друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
  • одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процесселепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
  • нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

  1. Слепи что-нибудь необычное. Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
  2. Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
  3. Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  4. Волшебные превращения. Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
  5. Поможем скульптору. Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
  6. Чего на свете не бывает? Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
  7. Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
  8. Добрый и злой. Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
  9. Карлики, великаны. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».

Машина времени. Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее ипрошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.

  1. Загадки и отгадки. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Вовремяодной игрыможно предложить 2—5загадок.


Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

Змейка

Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить        голову,        острием        карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или   заполняет фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью,  горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.

Материальное оснащение

  1. Мука пшеничная 6 кг;
  2. Соль пищевая (мелкая, экстра);
  3. Клей ПВА 6 бутылей;
  4. Доска для лепки 15 шт.;
  5. Скалка для раскатывания 15 шт.;
  6. Краски акварель 10 шт.;
  7. Кисточки (толстые, тонкие) 15 шт.;
  8. Набор стеков для моделирования 5 шт (Рисунок 1);
  9. Набор для лепки 5 штук (Рисунок 2);
  10. Клеёнка 1м х 1м.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Рабочая программа дополнительного образования "Мукасолька" во второй младшей группе

АктуальностьТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...