«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал (старшая группа)

Киселева Виктория Александровна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

На процесс становления связной речи влияют ряд факторов.

Одним из таких факторов, по  мнению  С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина – является наглядность.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю.

Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры, а феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

-        пересказ литературных произведений;

-        составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;

-        создание разных видов творческих рассказов;

-        заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок и т.д.;

-        составление рассказов по картинам.

Цель при использовании мнемотехники: Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Задачи:

-        Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;

-        Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

-        Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;

-        Преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

-        Обучать детей правильному звукопроизношению;

-        Развивать ассоциативное мышление;

-        Развить основные психические процессы: зрительное и слуховое внимание и память; образное мышление;

-        Развить мелкую моторику рук. Мнемотехника имеет основные отличи-

тельные особенности от других технологий.

Мнемотехника имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование

Приемы запоминания в мнемотехники индивидуализированы.

Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание.

Введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Всем известный пример мнемотехники, для запоминания последовательности цветов радуги:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Мнемотаблица – это схема, графическое или частично графическое изображение, в которую заложена определенная информация.

 

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое слово- сочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-        строение рассказа,

-        последовательность рассказа,

-        лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит любую текстовую информацию.

Структура мнемотехники:

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Виды мнемотаблиц: предметные, предметно — схематические и схематические.

Для детей среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: трава - зеленая, солнце – желтое, небо - синее.

В старших группах можно изобразить персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.). Для детей старшего возраста схемы создают в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

1        этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2        этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3        этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь делать это самостоятельно.

 

В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Предварительная работа

Параллельно с этой работой идет наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы), для этого используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Готовится раздаточный материал для составления мнемотаблиц (предметных картинок). Идет обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром и т.д.; выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность, трудовая и др.)

Последовательность работы с мнемотаблицей

-        Введение элементов символов (формы, величины, действия).

-        Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, пони- мания, что символ универсален).

-        Введение отрицаний.

-        Сочетание символов, чтение цепочки их.

 

-        Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

-        Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

-        Творческое создание детьми опорных схем.

Где можно использовать карточки- схемы?

-        для обогащения словарного запаса;

-        при обучении составлению рассказов;

-        при пересказах художественной литера- туры;

-        при отгадывании и загадывании загадок;

-        при заучивании стихов.

Вывод.

В результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц:

-        Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-        Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-        Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого  - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотехники является, на мой взгляд, наиболее действенным средством. Мнемотехника – это палочка-выручалочка в деле обучения, запоми...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

При помощи мнемотехники , детям легче усваивать процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повышать внимательность....

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произвед...