Кейс-игра "Солдаты мира"
материал (подготовительная группа)

Елена Сергеевна Александрова

Кейс-игра "Солдаты мира" для обучающихся подготовительных к школе групп и их родителей (законных представителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кейс-игра "Солдаты Мира"907.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка тематического воспитательного мероприятия

в дошкольной образовательной организации

«Солдаты Мира».

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Александрова Е. С.

 

 

 

 

 

                                                                                                                 

                                                 г. Североуральск, 2020 г.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии советской -

Люди, победившие войну!

Г. Рублёв

                                                Аннотация

                Мероприятие для родителей (законных представителей) обучающихся подготовительных к школе групп, которое создает условия для формирования гражданско-патриотических качеств личности. Основано на использовании кейс – метода. В течение мероприятия участники работают с кейсами, рассказывающими о великих подвигах русского народа в военное время, обсуждают их и пытаются найти оптимальный вариант решения проблемы.

         Работая воспитателем в дошкольном образовательном учреждении, я пришла к твердому убеждению, что воспитание обучающихся дошкольного возраста без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как обучающихся, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых. У дошкольников следует формировать на ценностях нравственной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

         Одна из проблем современности состоит в том, что не соблюдается историческая преемственность поколений. Мы лишены возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знаем, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

         Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

         Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что именно они, первые воспитатели, знакомящие своих детей с малой Родиной и общечеловеческими ценностями: любовью к семье, родной земле и природе, истории и культуре края, которые должны войти в сердце ребенка как самое дорогое и стать частью души.

         Поэтому важно, чтобы обучающиеся как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. В связи с этим вспоминаются слова Л.Н. Толстого: "Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя".

         Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей по патриотическому воспитанию обучающихся дошкольного возраста опирается на актуальность данного вопроса. Для работы с родителями моих воспитанников в этом проблемном поле я выбрала «кейс технологию».

         На сегодняшний день использование Кейс-технологий является одной из актуальных.

         Родители обучающихся моей группы хорошо знакомы с этой технологией, так как я часто ее использую как в работе с обучающимися, так и с родителями, что позволяет мне на практике реализовать личностно-ориентированный подход.

         Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

         Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

         Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.

         В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.

Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке:

- знакомство с ситуацией, её особенностями;

- выделение основной проблемы;

- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;

- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;

- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;

- презентация решения;

- рефлексия хода решения кейса.

         Я применяю кейс как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Кейсы предполагают в себе: наличие проблемы, предполагающей несколько вариантов ее решения, вспомогательной информации, заданий.

         Отличительными особенностями кейс–метода являются: описание реальной проблемной ситуации, альтернативность решения проблемной ситуации, единая цель и коллективная работа по выработке решения, функционирование системы группового оценивания, принимаемых решений, эмоциональное напряжение учащихся.

         Кейсы по патриотизму позволяют вспомнить и проанализировать великие события и подвиги русского народа, позволяют мысленно погрузиться в конкретную ситуацию и путем подбора различных решений найти выход.

Кейс-игра: «Солдаты мира»

Цель:

         Создать условия для формирования родительской активности и сопричастности к нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории Отечества.

2. Закреплять и углублять знания родителей об истории нашей Родины на ярких примерах героических поступков людей военного времени.       

3. Развивать чувства гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей.

4. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, вызывающих эмоциональные переживания.

5. Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины.

 

Аудитория: родители (законные представители) обучающихся подготовительных к школе групп

Оборудование: компьютер, проектор, портфель.

 

Ход мероприятия:

Звучит песня «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Ведущий читает стихотворение: («Чувство Родины» В.Фирсов).

 

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои ...

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

 

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?

Всё проходит. Остаётся Родина.

То, что не изменит никогда.

 

Ведущий:

         Приближается главный весенний праздник - День Победы. В этом году мы отмечаем 75-летие великой Победы.  На протяжении десятилетий День Победы остаётся в России самым трогательным праздником и славной датой. Это особый день в жизни и истории Российского государства.

         Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без объявления войны, 22 июня 1941 года.

         Великая Отечественная война 1941−1945 годов закончилась 9 мая 1945 года полной победой советского народа над гитлеровской Германией. В кровопролитной борьбе советские люди смогли отстоять свой суверенитет, защитить Родину. Разгромив ударные силы врага, Советский Союз внёс решающий вклад в дело спасения Европы и мира в целом.

         Но победа далась стране дорогой ценой — погибли миллионы солдат. Имен многих из них мы не знаем. «Солдаты Мира» – так называют тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков.

Ведущий:

         Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о Родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие Родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли.

         Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о Родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего. История нашей страны - история славная и богатая подвигами.

         Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Патриотическая идея отражена в письменных и устных источниках народов нашей страны. Хочется, чтобы это чувство развивалось у детей с раннего возраста, и каждый в будущем стал достойным гражданином своей страны.

         Сегодня мы с вами вспомним великие события 40-ых годов, и попробуем на себе испытать чувства людей, которые жили в то время, а также попытаемся найти выход из сложных проблемных ситуаций, в которые попадали люди военного времени.  Мы попытаемся понять, что для них было - патриотизм, что это за чувство.

         В этом нам с вами помогут кейсы. Вы уже хорошо знакомы с этой технологией. Мы работали с кейсами по экологии и ЗОЖ, а сегодняшние кейсы – это реальные проблемные ситуации времен Великой Отечественной войны, которые мы и будем решать.

         Для начала нам необходимо разделиться на группы. Для этого я предлагаю взять из моего портфеля каждому по карточке, где написана часть слова.

Если вы соберете все слово целиком, то получите название одного из городов – Героев.

Какие города – Герои у вас получились?

 

Ответы: Волгоград, Севастополь, Ленинград.

 

Ведущий:

Таким образом, у нас образовались 3 группы. В таком составе я приглашаю каждую группу сесть за столы, и мы начнем нашу работу.

 

Ведущий:

В каждой группе вам необходимо выбрать:

«модератора», координирующего работу,

«секретаря» – фиксирующего результаты работы

и «шкипера» – представляющего проект на общее обсуждение,

все остальные - рабочая группа - помощники.

 

Подробно с функциями шкипера, секретаря и модератора можно познакомиться на розовых информационных листах.

 

 (Функции шкипера:

1. Публичная презентация решения.

2. Краткое оглашение содержания и сути

проблемы.

3. Озвучивает предложенные варианты.

4. Представляет альтернативный вариант,

обосновывая его значимость.

 

Функции модератора:

1. Координирует работу.

2. Оценивает варианты решения проблемы.

3. Выбирает оптимальный вариант решения

проблемы.

 

Функции секретаря:

1. Фиксирует результаты работы.

2. Ищет и оценивает информацию.)

 

Ведущий:

Предлагаю вспомнить алгоритм работы.

(На слайде поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке.)

1 этап – знакомство с содержанием кейса,

  2 этап – рассмотрение альтернатив,

    3 этап – принятие решения,

      4 этап – презентация решения,

        5 этап – сравнительный анализ.

 

Ведущий:

         Итак, у вас есть всё необходимое для дальнейшей работы. Сейчас я вам раздам кейсы и вы сможете попробовать свои силы на практике (раздаю кейсы).

Посовещайтесь и определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли, помощники надевают галстуки.

Участники прикрепляют бейджики и надевают галстуки.

Кейс №1. «Дорога Жизни».

 

https://documents.infourok.ru/3027f5b9-ad5f-4fe7-b28f-a246c0fd03ae/0/image004.png

 

         Из воспоминаний молодой девушки, которая пыталась вырваться из блокады: «Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот — вот развалится! Проехала я ровно пол пути, и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой.»

 

Задание:

1.Как могут развиваться дальнейшие события?

2. Опишите чувства этой девушки.

3. Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения продовольствия или собственной жизни.

 

Кейс №2. «Пионеры – герои».

 

https://documents.infourok.ru/3027f5b9-ad5f-4fe7-b28f-a246c0fd03ae/0/image005.png

         Из воспоминаний ленинградской пионерки Зины Портновой: «Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца.»

 

Задание:

1.Как могут развиваться дальнейшие события?

2. Опишите чувства пионерки.

3. Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения тайны или собственной жизни.

  

Ведущий:

         Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защита кейса).

         После выступления первого шкипера одним из родителей исполняется заранее подготовленная песня на тему первого кейса:

(«Мама не плачь» (Блокада Ленинграда)

муз. М. Чертищев

сл. В. Ватагин

 

Мама, не плачь!

\Папа вернется.

Встанет над городом солнце.

Смолкнут сирены в ночи.

Мама, не плачь!

Мы будем вместе.

Больше не станем известий

Грустных читать у свечи.

Мама, не плачь!

Не надо бояться.

Просто могли потеряться

Папины письма в зиме.

Мама, не плачь!

Папа не плачет.

Зло он когда-нибудь спрячет.

Мир будет жить на Земле!

Мама, не плачь!

Мама, я знаю,

Хищников черные стаи

Нас никогда не найдут.

Мама, не плачь!

Мама, не надо.

Мама, я верю – Блокаду

Наши солдаты прорвут.

Мама, не плачь!

Я же с тобою.

Хочешь, секрет я открою?

Скоро не будет войны.

Мама, не плачь!

Девятого, в среду

Город узнает победу.

Город дождется весны.

Ведущий:

         Теперь свой кейс защищает шкипер второй группы (защита кейса).

После выступления второго шкипера заранее подготовленный родитель читает стихотворение о пионерах:

В нашей истории много событий,

Где приходилось отстаивать Мир;

Взрослых удел это, но не забыты

Дети – идущие в бой, вместо игр.

Сколько их, маленьких, лесом встревоженным

Тайно носилось по тропкам исхоженным:

Страшно, наверное, было идти,

Важно – записку прижать на груди.

 

Ведущий:

         И сейчас итоги своей работы представит шкипер третьей группы.

После выступления третьего шкипера еще один заранее подготовленный родитель читает стихотворение на тему третьего кейса (Битва за Крым):

 

То была осень, шла война два года,

Мы отстояли битву на Днепре,https://documents.infourok.ru/3027f5b9-ad5f-4fe7-b28f-a246c0fd03ae/0/image009.png

Сносили стойко ярость непогоды,

Не зная устали в ужаснейшей борьбе...

На родине моей, на Украине,

Задача наша - Киев отстоять,

Шагая по растоптанной равнине,

Всем нашим оставалось только ждать.

И ночью, как обычные ребята,

Мы пели песни, вспоминая дом,

Где у кого-то ярко и богато,

А у кого семья и мать с отцом.

 

Ведущий:

         Всем спасибо за активное участие. Вы все молодцы, справились со всеми сложными заданиями.

В заключении я предлагаю вашему вниманию синквейны ваших детей на тему «Патриот».

Патриот.

Смелый, активный.

Любит, защищает, охраняет свою страну.

Патриотом должен быть каждый!

Защитник.

Патриот.

Преданный, отважный.

Охраняет, прославляет, поддерживает.

Патриотами все гордятся.

Герой.

 

Патриот.

Храбрый, решительный.

Защищает, не боится, любит Отчизну.

Достоин уважения, и чтобы ему все подражали.

Герой.

 

Предлагаю всем участникам составить свой синквейн. Что для вас значит – Патриот.

Все участники выполняют синквейн и по желанию зачитывают их.

 

Ведущий:

         В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью.

         В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Я желаю вам, воспитывать в себе и в ваших детях такие качества, как мужество, порядочность, честность. И помните, не обязательно становиться героем, самое главное, оставаться человеком в любой сложившейся ситуации.

         Пройдет время. Наши дети подрастут. И пусть они все споры решают мирным путем. А мы постараемся сберечь мир для них.

          В зал приглашаются дети подготовительных групп.

1-й ребенок

Пусть не залпы слышатся,

А цветы колышутся,

Чтобы песни мамины

Лились по земле,

А не гибли армии

В пепле и золе.

2-й ребенок

Пусть не пушки грохают,

А ладошки хлопают,

Чтобы дети хохотом

Пробуждали лес,

А не бомбы с грохотом

Падали с небес!

3-й ребенок

Будет мир не с пулями –

С пчелами и ульями,

Чтобы песня лучшая

Деревом росла,

А не кровь горючая

По полям текла!

Г. Виеру

Песня "Пусть всегда будет солнце" А. Островского

Исполняют дети и родители.

ф

 

Список литературы:

1. Горев, Г. Г. Растим патриотов России: сборник информационных материалов и

методических разработок / Г. Г.Горев, А. А. Тутыкин, Н. Н. Заикина. – Кемерово:

«КВК Экспо-Сибирь», 2007. – 250 с.

2. Кейс – метода как современная технология личностно – ориентированного

обучения, Гумметова А.Ю., Ступина Е.В., г. Челябинск.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"

Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись

Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?Задача педагога  состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творческ...

МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?

Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....

Занятие педагога-психолога "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!"

Занятие по развиватию  у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности; формировать умения находить приемы взаимодействия....