Доклад « Педагогический коллектив как социокультурная среда развития детского творчества»
статья

Шуклина Анастасия Алексеевна

Проектирование социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в ближайшем образовательном пространстве. Важно подчеркнуть: в социокультурной среде духовные ценности являются ее главными элементами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Педагогический коллектив как социокультурная среда развития детского творчества»

Проектирование социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в ближайшем образовательном пространстве. Важно подчеркнуть: в социокультурной среде духовные ценности являются ее главными элементами. Наша деятельность по моделированию социокультурной среды построена на основе развития детского творчества, Взаимосвязь среды и личности в образовательном пространстве, на наш взгляд, позволяет объяснить многое в поведении ребенка и развитии его творческой одаренности. 

Следует подчеркнуть роль взрослого как компонента социокультурной среды. Он выступает транслятором культурных ценностей, но не только. Развивающий эффект социокультурной среды зависит от субъектного характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность. С нашей точки зрения, педагог должен проявить себя как развивающаяся личность. И это главное. Любой взрослый имеет возможность - и должен - реализоваться и развиваться так же, как и ребенок. На наш взгляд, в творческом сообществе ребенок должен видеть рядом не обучающего, передающего свой опыт педагога, а творящего, саморазвивающегося и получающего от этого удовольствие старшего партнера. Тем самым и педагог, и ребёнок приобретают право на индивидуальное творчество.

Взрослый как старший партнер поддерживает ребёнка, обеспечивает успешность его деятельности. Успешность развития детской личности определяется активной и успешной деятельностью самого ребёнка.

Воспитатель в системе дошкольного воспитания является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.

Роль воспитателя в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. В то же время современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве, не позволяют его «душе лениться». Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность, работает творчески.

        Педагогический труд нетворческим не бывает, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога и любое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов..

Творчество приходит тогда и только к тем, кто ценит труд, стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта педагогов, педагогических коллективов.

Так же  современный педогогический коллектив должен быть креативен.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают, как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

Таким образом,  можно сказать, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Также можно связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного! Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность.

        в дошкольном учреждении должны работать опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Всем детям в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.

Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу – привить ему вкус в творческой работе. И если этого не сделать, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями.

Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.

Используя методы наблюдения, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций, общение с родителями. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты.

Для того чтобы работать с талантливыми и одаренными детьми, педагогу необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Для успешной работы с одаренными детьми необходима эффективная педагогическая деятельность.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.

Педагог должен:

- быть доброжелательным и чутким;

- разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

- иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

- иметь живой и активный характер;

- обладать чувством юмора;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

- иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;

- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

        Необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.

Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и правильно организовав педагогические мероприятия с использованием интересных интерактивных форм.

        Вашему вниманию предлагается мероприятие для педагогов ДОУ в нетрадиционной форме с использованием элементов тренинга. Данная форма работы  позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь их в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций,  мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Видео тренинга

Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение

Упражнение  «Алфавит»
Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит.
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; креативности.

Многолетняя деятельность педагогического коллектива детского сада явилась основанием для теоретического обобщения опыта его работы на основе анализа научных исследований и практических результатов. На наш взгляд, опыт работы педагогического коллектива помог преодолеть стереотипность, шаблонность и инертность при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и достичь высокого уровня детского творчества детей.

Так вот любовь к делу и к детям, будет двигать тебя на постоянное развитие себя и своих способностей.

Подводя итог вышесказанного, хочу сказать, что каждый педагог талантлив, но лишь от него самого завит насколько способным он будет!

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы как залог успешного развития детского творчества

Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-ра...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...

Доклад на тему: «Изотерапия как метод развития детского творчества»

Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека,...

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»...

Реферат на тему: "Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"

quot;Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"...

Вебинар «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»

участника Международного вебинара «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»     ЮШКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА Воспитатель МАДОУ &la...