Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»
материал

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»

(формы, методы и приемы работы с детьми и родителями, подходы к созданию РППС)

        Подготовила: Занина Р.Ф., воспитатель

Слайд 2

Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории.

Формирование фундаментальных черт личности, таких как духовность, нравственность, происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений. Результатом усвоения социокультурного опыта является социализация ребенка.

Слайд 3

В то же время ребенок приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, который включает в себя духовно-нравственное и социально-культурное воспитание.  Эффективность этого процесса определяется совокупностью целенаправленно созданных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей, то есть  той социокультурной средой, в которой растет и развивается ребенок.

Слайд 4

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.

Таким образом, социокультурная среда понимается как целостное единство:

  1. происходящих в ней культурных событий, значимых для всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.
  2. существующих правил, норм и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями, а также той системой ценностей, которая лежит в их основе.
  3. развивающей предметно-пространственной средой, как социокультурным пространством развития ребенка-дошкольника.

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в нем отражается важность формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о культурных традициях, о многообразии культур разных народов, в результате чего происходит социокультурное развитие детей.

Программа «Социокультурные истоки»,  введенная в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ, полностью обеспечивает выполнение требований ФГОС ДО  по  созданию условий, обеспечивающих духовно-нравственное и социально-культурное развитие  личности уже с периода дошкольного детства.  

Основная цель программы: формирование духовно-нравственной основы личности в процессе присоединения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Задачи:

  1. Обеспечить последовательную индетификацию ребенка-дошкольника с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации;
  2. Объединить воспитание и развитие в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  3. Сформировать социокультурную среду духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающую сотрудничество дошкольной организации и семьи;
  4. Обеспечить преемственность целей и задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  5. Приобщить дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей;
  6. Интегрировать духовно-нравственное воспитание в различные образовательные области

Слайд 6

Программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп: 1 Младшая группа (3-4 года) 2 Средняя группа (4-5 лет) 3 Старшая группа (5-6 лет) 4 Подготовительная группа (6-7 лет).

В младшей группе (3-4 года) дети знакомятся с первоначальными понятиями и категориями, которые формируют у них представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются (на основе русских народных песен, хороводов,  потешек, сказок, стихов, народных подвижных, сюжетно-ролевых и словесных игр, праздников)

В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней в процессе разнообразных видов деятельности – игр, ознакомления с детской художественной литературой, конструирования, музыкальной, изобразительной и трудовой деятельности.

Образовательные задачи:

Младшая группа (3-4 года) Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга».

Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение.

Воспитание доверия к взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости.

Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному)

Средняя группа (4 - 5 лет) Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней.

Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии.

Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям.

Решение данного комплекса задач происходит посредством включения в образовательный  процесс разнообразных культурных практик – привычных видов детской деятельности, которые могут возникать как по инициативе  ребенка, так и по инициативе взрослого.

Слайд 7

Важной работой с детьми и родителями являются культурные события, которые проектируются  с учетом реализуемой в МБДОУ образовательной программы дошкольного образования, возрастными возможностями детей, их актуальными интересами и потребностями и реализуются в соответствии с календарно-тематическим планированием в каждой возрастной группе.

Культурное событие – это социально значимая для ребёнка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного «открытия».

Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и запомнилось.

Сущность культурного события заключается в том, что педагогом организуются специальные условия для детского действия, получения нового опыта, его осмысления и осознания.

Слайд 8

В младшем и среднем дошкольном возрасте в течение учебного года проходят:

  1. Ежемесячно: «Дни рождения», «Создание коллекция», «Встречи с интересными людьми».
  2. Еженедельно: «Театральные встречи», «Чистая пятница».
  3. Ежедневно: «Календарь  настроения», «Утро радостных встреч», «Итог прожитого дня» «Засыпание и пробуждение на фоне классической музыки» (в форме ресурсного круга)
  4. В течение учебного года:
  • Тематические дни и недели: «День здоровья», «День доброты», «День улыбок», «День смеха», «День Земли», «День дружбы», «День книги», «День театра».
  • Выставки детско-родительских творческих работ «Русь талантами богата», «Все начинается с мамы», «Символ года», «Мой папа самый лучший», «Здравствуй, лето!».
  • Традиционные праздники «Осенины», «Новый год», «8 марта», «1 июня - день защиты детей».
  • Государственные праздники: «День народного единства», «День дошкольного работника», «День матери», «День российского флага». «День защитника Отечества», «День Победы».
  • Фольклорные праздники «Рождественские колядки», «Широкая масленица», «Праздник самовара» «Праздник русского платка».

Культурное событие может быть организовано в различной форме: образовательной деятельности, игры, досуга, фольклорного праздника, развлечения, творческой мастерской. Примерные виды культурных практик и формы их организации представлены в памятке.

Примерные виды и формы культурных практик младшем и среднем дошкольном возрасте

Культурная практика

Формы работы с детьми

Совместная игра воспитателя с детьми

  • Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Назови ласково».
  • сюжетно-ролевая игра  «Угостим куклу Катю», «Купание кукол», «Катя заболела», «У врача», «В магазине игрушек»
  • игры-инсценировки (имитация действий, образов «Превращения», «Повтори за мной»; импровизация без слов и со словами «Снежинки», «Бабочки», «Дождик»)
  • театрализованные игры (по мотивам знакомых сказок, стихов, художественных произведений)  
  • игры-эксперименты (с объектами живой и неживой природы)

Образовательная деятельность

  • Ресурсный круг («Утро радостных встреч», «Итог прожитого дня»)
  • Ресурсный круг с делегированием (« Благодарное слово» мотив сказки «Крошечки-Хаврошечки (Делегирование:

нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение).

  • традиционные («Доброе слово», «Ласковое имя
  • интегрированные («Поможем зайчику вернуться в свою сказку», «Добрые картинки»).
  • комплексные  («Путешествие по следам зверей», «У бабушки в деревне»)
  • с элементами театрализация («В гостях у Курочки Рябы», «Строим теремок», «Приключения Маши и медведя», «Волшебная рукавичка»
  • путешествия («Путешествие в страну чудес», «Заколдованный лес»)
  • стихотворно-музыкальные («Осенние посиделки», «Зимняя сказка»)
  • продуктивно-творческие («Подарок для матрешки», «Утушка луговая»)
  • фантазийные («Маленькие сказочники», «Морское путешествие»)
  • игровые («Веселый зоопарк», «Веселый хоровод»)
  • мини-проекты («Матрешки», «Мои любимые игрушки», «Русский быт»)

Творческая мастерская

  • творческие проекты («Покормите птиц - зимой», «Азбука здоровья»)
  • создание тематических альбомов («Моя семья», «Наши славные дела», «Мой детский сад», «Любимая игрушка»)
  • мини-коллекционирование («Зернышко и его друзья», «Фантики от Фунтика», «Виды ткани»)
  • тематические («Веселая ярмарка», «Город мастеров», «Русь талантами богата»)

Досуги, праздники

  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен.                                
  • «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.                        
  • «Мы играем и поем» - игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!).
  • Рождественские колядки
  • Широкая масленица
  • «День театра»
  • «День детской книги»
  • «Кукольный театр» - всевозможные варианты кукольных представлений
  • Аттракционы (фокусы, опыты);
  • «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;
  • «Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д. импровизации.

Слайд 9

Методы и приёмы групповой работы:

Словесные

Наглядные

Практические

  • Беседа Присоединительный текст
  • Разговор-диалог в круге
  • Прослушивание поэтического слова, фрагментов аудиозаписей литературных произведений по теме ОД.
  • Обсуждение выходов из проблемных ситуаций героев литературных произведений и самих детей
  • Совместные размышления над пословицами и поговорками (со старшего дошкольного возраста)
  • Рассказ взрослого по теме занятия из личного опыта
  • Рассуждения, предложения, воспоминания детей и воспитателя, просьба (вчера прочитала в книге…; увидела в художественном или мультипликационном фильме …; мне  загадали загадку,  но отгадать сразу я ее не смогла, поможете?).

  • Использование визуального ряда (мультимедийной презентации, фрагментов мультипликационных и художественных фильмов) и  музыкального сопровождения
  • Совместное рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др
  • Просмотр видео-аудио материала
  • Совместная игра
  • Игровая ситуация
  • Игровое упражнение по теме ОД (вид, название, цель; краткое описание, если игра недостаточно известна). 
  • Создание выставки детской литературы, декоративно-прикладного искусства, репродукций картин  и др.
  • Макетирование
  • Чтение наизусть стихов, песенок, потешек по теме ОД
  • Решение ситуация социально-нравственной направленности.
  • Работа по мнемотаблице, схеме алгоритмам

Слайд 10

Работа с родителями

Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.

Ежедневное  взаимодействие  с  родителями - это  неотъемлемая часть  деятельности  педагогов  дошкольного учреждения.  Давайте    мы  с  вами  попробуем  дать  определение слову «Взаимодействие» (высказывания  педагогов).

ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничества - это  общение  «на  равных»,  где  родители  выступают  в позиции равноправных  партнеров,  а  не  в роли  «учеников». Термин  «сотрудничество»  лежит  в основе взаимодействия.   Таким образом,  взаимодействие -  это    взаимопонимание, взаимопроникновение,  взаимоотношения,  как  особый  тип  отношения между  людьми.

При организации  взаимодействия с семьей необходимо учитывать принципы:

- открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);  

- преемственности (обеспечение единых подходов к развитию личности в семье и детском коллективе).  

-взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;  

-повышение и содействие общей культуры семьи и психологопедагогической компетентности родителей;  

-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ     теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;  

-использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Слайд 11

Формы взаимодействия с родителями:

1. Информационно -  аналитические (родительские собрания в форме конференций, круглых столов, устных журналов и лекториев, организация анкетирования, опросов)

2. Познавательные (проведение открытых показов образовательной деятельности, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, семейных проектов)

3. Досуговые (организация родительских клубов, семейных гостиных, совместных досугов, праздников, соревнований, выставок, конкурсов семейных талантов)

4. Наглядные (консультации, рекомендации, памятки, буклеты по ознакомлению родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития детей).

5.  Дистанционные (размещение информации на официальном сайте МБДОУ, на сайте педагога, в родительских чатах в форме консультаций, памяток, плакатов, видеосюжетов, оперативной информации, полезных ссылок и т.д.).

Слайд 12

РППС

В настоящее время особое внимание уделяется создание такой развивающей предметно-игровой среды, которая направлена на развитие личности ребенка дошкольного возраста, выступает в качестве источника его социального опыта и знаний.

Такую среду можно охарактеризовать и как пространство, обеспечивающее социально-культурное становление ребенка, удовлетворение потребностей актуального и ближайшего развития, становление способностей ребенка дошкольного возраста.

Основные компоненты РППС в группах для детей младшего и среднего дошкольного возраста:

1.Мини-музей (краеведения, русского быта) - назначение: формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях, расширение детского кругозора; воспитание патриотических чувств при ознакомлении с историей России, ХМАО;

2. Центр детского творчества - назначение: воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству русского и хантыйского народов; формирование осознанного созидательного отношения к рукотворному предметному миру;

5.Центр родной книги - назначение: приобщение к богатствам русской и национальной литературы;

Заключение:

Создание единого социокультурного образовательного пространства в дошкольном учреждении позволяет формировать у всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей такие важные составляющие духовно-нравственной основы личности, как готовность к межкультурной коммуникации, принятие культурного многообразия, умение ориентироваться в новых социокультурных условиях, а так же создает благоприятные условия для присоединения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Памятка

Структурные компоненты  содержания социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка

Структурный компонент

Назначение

Содержание

Мини-музей краеведения «Люби и знай свой край»

формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение детского кругозора, воспитание патриотических чувств при ознакомлении с историей России или конкретного региона. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть народа.

Альбомы «Мой город», «Улицы города»;

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы, загадки, произведения писателей;

серия дидактических игр для разных возрастных групп, которые призваны познакомить воспитанников с географическими особенностями места проживания, со знаменитыми людьми региона, «Флаги России и ХМАО», «Чистая река», «Путешествие по России и ХМАО», «Карта России и ХМАО», «Одень куклу» (русский и хантыйский костюм) и др.

«Изба», «Юрта»

Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям и культуре людей, его населяющих. Для создания интерьера предлагаем побеседовать со старыми людьми, изучить музейные материалы, книги о культуре и быте народа и подобрать предметы, соответствующие старине, для воспитания у ребенка чувства красоты, любознательность и патриотизма.

куклы в народных костюмах, предметы старины, бережно хранимые в деревнях, а также:

- предметы одежды и быта народов России,ХМАО-Югры;

- традиции, обычаи, фольклор народов России, народов ханты и манси (описания, иллюстрации);

- диски с аудио- и видеозаписями;

- предметы ДПИ: вышивка, ткачество, вязание и др.

Художественная галерея

воспитание интереса к изобразительному, декоративно - прикладному искусству народов России для формирования осознанного созидательного отношения к рукотворному предметному миру. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». (Например, «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца – образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»;  «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки»  и т.д.).

«СЕМЬ – Я»

Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций типа «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.  

семейные фотоальбомы детей группы

Библиотека «Родная книга»

приобщение к богатствам национальной литературы России. Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.

комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей-классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.

«Театр сказок»

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей. В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

Настольный театр, театр игрушек (фигурок), с персонажами, театр «Перчатки», театр бибабо с различными персонажами, теневой театр, пальчиковый театр,элементы костюмов для режессерской, сюжетно-ролевой игры

«Народной игры и игрушки»

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество и, конечно же, русские народные игры, в которые дети очень любят играть; приобщению детей к истокам русской народной культуры, зарождению интереса к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам).

картотеки народных подвижных игр;

(сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др.) по темам итоговых занятий.  Игры (кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного края» и др.).  

Выставочный центр «Золотые руки»

Вызвать интерес у детей к народному творчеству, народному промыслу. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

художественные альбомы с разными видами декоративно-прикладного искусства

образцы предметов декоративно-прикладного искусства

Патриотический центр «Я живу в России»

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;  Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.

 Государственной символики – флаг, герб, гимн, портрет президента, элементы региональной символики- флаг, герб города, области. Глобус, карта России или мира, достопримечательности страны, города.

Примерная направленность культурных событий:

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, 8 марта, День матери).

• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет» Подготовила: Занина Р.Ф., воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Жар-птица»

Слайд 2

Нравственность, духовность Социокультурный опыт

Слайд 3

Индивидуализация Социализация Социально-личностное развитие ребенка Духовно-нравственное воспитание Социально-культурное воспитание Социально-культурная среда развития ребенка

Слайд 5

Цель программы «Социокультурные Истоки» : заложить формирование духовно-нравственной основы личности, приобщить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Задачи: Обеспечить последовательную идентификацию ребенка-дошкольника с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации; Объединить воспитание и развитие в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Сформировать социокультурную среду духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающую сотрудничество дошкольной организации и семьи; Обеспечить преемственность целей и задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); Приобщить дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей; Интегрировать духовно-нравственное воспитание в различные образовательные области.

Слайд 6

Образовательные задачи: Младшая группа (3-4 года) Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга». Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение. Воспитание доверия к взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному) Средняя группа (4 - 5 лет) Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней. Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям. Решение данного комплекса задач происходит посредством включения в образовательный процесс разнообразных культурных практик – привычных видов детской деятельности, которые могут возникать как по инициативе ребенка, так и по инициативе взрослого

Слайд 7

Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и запомнилось. Культурное событие – социально значимая для ребёнка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного «открытия » .

Слайд 8

Виды и формы культурных практик

Слайд 10

Методы и приёмы групповой работы :

Слайд 11

Взаимодействие - взаимопонимание , взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между людьми. Работа с родителями Фото с родителями

Слайд 13

Основные компоненты РППС в группах для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка.

Здесь изложена информация о том, как правильно развивать музыкальную креативность ребёнка....

Духовность, нравственность, патриотизм как неотъемлемая часть формирования личности ребенка

Исходя из понимания того, что человек (ребёнок) существо не только социальное, но и духовное, особенно важно его приобщение к национальным истокам, мудрому и выразительному народному творчеству, русск...

Доклад из опыта работы на тему: «Обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РО...

Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...

Выступление на педагогическом совете ДОУ (из опыта работы) по теме "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"

Качественно новой ступенью  духовно-нравственного воспитания в детском саду  является интеграция  его в повседневную жизнь  детей, во все виды  детской  деятельности и тр...

Презентация опыта работы "Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация опыта работы воспитателей и старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 77 "Машенька"...