Выступление на педагогическом совете ДОУ (из опыта работы) по теме "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"
материал (младшая группа)

Дороненко Наталья Ивановна

Качественно новой ступенью  духовно-нравственного воспитания в детском саду  является интеграция  его в повседневную жизнь  детей, во все виды  детской  деятельности и традиционные  методики  дошкольного образования.  Средства  духовно-нравстенного воспитания  могут быть  самыми  разнообразными: сказка, игра, музыка, народное творчество, фольклор, искусство, книги, музейное дело, театр... с детьми раннего  возраста  мы решаем  поставленные  задачи  с помощью  проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учереждение " Детский сад " Газовичок" г. Надыма"

( МДОУ  "  Детский сад " Газовичок" г. Надыма")

Выступление на педагогическом совете : "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"

Подготовила:  Дороненко Н.И..

Надым, 2022 год

Выступление:

(1)        Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

           Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

(2)        Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта.        

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

  1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
  2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
  3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
  4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
  5. Формирование духовно-нравственных качеств.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. С детьми раннего возраста мы решаем поставленные задачи с помощью проектной деятельности.

(3)        Работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В нашей группе был реализован проект "Пестушки-говорушки".

(4-5)        В рамках проекта мы вместе с ребятами:

  • Читали русские народные сказки и разучивали песенки и потешки (“Колобок”, “Курочка Ряба”);
  • Проводили показ настольного театра по русским народным сказкам (“Репка”);
  • Играли в подвижные игры (“У медведя во бору”, “Мыши и кот”, “По ровненькой дорожке”);
  • Рассматривали книги;
  • Использовали потешки в режимных моментах (“Водичка-водичка”, “Чеши волосенки”);
  • Разучивали танец с платочками.

С помощью этого проекта мы добились следующих результатов:

  1. У детей сформировался интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  2. Обогатился словарь новыми словами, оборотами, выражениями;
  3. Повысили педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития детей при использовании малых форм фольклора;

(6)        Следующий реализованный проект - “Моя семья”.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

        С помощью этого проекта дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи. Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний. Понимают значимость семьи в жизни каждого человека.

(7-8)        Мы провели следующие мероприятия:

  • Рассматривание фотографий своей семьи;
  • Беседы о семье;
  • Чтение стихотворений о маме, папе, бабушке;
  • Вместе с родителями подготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр (“Семья”, “Дочки-матери”, “День рождения”); 
  • Чтение сказок ("Сказка о глупом мышонке", "Три медведя")
  • Аппликация "Цветочки для мамы"
  • Разучивание пальчиковых игр ("Дружная семья”, “Этот пальчик дедушка”, “На поляне дом стоит”).

(9)        Проект “Мой детский сад”.

Цель: сформировать положительное отношение к детскому саду, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: расширение представлений ребенка о себе как о члене коллектива, о значении в жизни общества, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

В ходе этого проекта мы добились того, что:

  • Дети знают название детского сада и называют группы, помещения и их назначение.
  • Дети оказывают посильную помощь сотрудникам детского сада.

(10-11)        В нашей группе была организована следующая работа по этому проекту:

  1. Экскурсия по детскому саду
  2. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам
  3. Беседы с детьми (“Наша группа”)

(12)        Таким образом, в группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет(Из опыта работы) "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"

Как театральная деятельность может помочь  повысить уровень речи детей....

Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".

Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка....

Выписка из протокола заседания педагогического совета о принятии опыта работы Розовой Е.И.

Выписка о принятии опыта работы Розовой Е.И. к использованию в работе воспитателей...

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

         Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...

Выступление на педагогическом совете "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ".

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста посредством музейно-педагогической работы в детском саду

Презентация на тему «Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста посредством музейно-педагогической работы в детском саду»....