Отчет(Из опыта работы) "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Как театральная деятельность может помочь  повысить уровень речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет

(Из опыта работы)

воспитателя 1 квалификационной категории

Селивановой Надежды Валериановны за 2018 – 2019 год

по теме 

«Роль театрализованной деятельности

в развитие речи  детей дошкольного возраста»

        

.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. 

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Почему театральная деятельность может помочь  повышения уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности,   имеются в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Работу над темой я осуществляла в соответствии с основной образовательной  Программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида, которая разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Парамоновой  Л.А.

Начиная работу по этой теме я поставила перед собой цель и задачи:

  • Создать условия, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

 Задачи :

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
  •    Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
  • Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

 Так же были отмечены задачи по образовательным областям:

 Речевое развитие.

  • учить  понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;
  • давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,
  • образные выражения;  использовать выразительные средства интонационно – образной речи;
  • пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
  • развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Социализация. 

  • расширять представления детей об окружающей действительности;
  • уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;
  • воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам,    декорациям;
  • уважение к труду взрослых и детей;  
  • закреплять представление о различных              видах кукольных театров.

Игровая деятельность.

  • разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
  • передавать характер персонажей;
  • учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,
  • движение;  учить сочетать движение и речь;
  • формировать интонационно – образную речь
  • развивать инициативу и фантазию.

Для решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметнопространственная среда – театрализованный уголок  «Волшебный мир театра», обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Так же  в группе функционировали центры («Уголок изодеятельности», «Уголок речевого развития», «Игровой уголок» ), которые способствовали  самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополнялось.

Для совершенствования работы театрального уголка в группе имелись:

  • аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуки природы»).
  • Наглядные пособия  (видеоматериал, иллюстрации,  фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детская художественная, познавательная и методическая литература.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: настольный, варежковый, пальчиковый, би-ба-бо, конусные игрушки, маски сказочных героев и др.).
  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Угадай сказку», «Назови одним словом» и др.).

Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывала все режимные моменты: включалась в непосредственную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществлялась в самостоятельной деятельности детей.

Перед нами, педагогами группы ( воспитатели, дефектолог, логопед), стояла задача - научить детей говорить правильно, образно, связывать слова в предложениях и предложения в тексте, помочь ребенку развить самостоятельность, внимание, память, воображение, сформировать функцию самоконтроля за звуками, контролировать правильность артикуляции в произношении поставленного звука. В этой работе так же участвовали и родители, и сам ребенок.

Для ребенка игра – это основной и естественный способ общения.

По сути — театр  и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

Исполняя роль, ребенок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться –отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Он занимается тем, что ему интересно (играет),  а отсюда поставленные задачи решаются быстро и эффективно.

Принимая во внимание особенности детей в коррекционных группах, их речевые нарушения, становится очевидным, что приобщение ребенка к театрализованной деятельности должно происходить поэтапно, с постепенным усложнением.

                 Начинала работу с использования пальчикового театра”. Здесь никаких лишних движений – только речь.  Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

           Следующий вид театра, который я применяла – колпачковый театр”. Игрушки можно изготовить вместе с детьми. Это только повышает их ценность в глазах ребенка. В “колпачковом театре” происходит синхронизация речи и движения.  Речь окрашивается эмоционально  (грустный, веселый, сердитый, обиженный, удивленный).

         Для закрепления образовательных тем “Ознакомление с окружающим миром” на занятиях по ручному труду и аппликации,  мы создавали плоскостные виды изучаемых предметов: птицы, рыбы, насекомые и т. д. Получается  “театр на веревочке”. Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания.

При прохождении темы “Животные”  эффективно применяла “театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывали их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополнялась движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину.

Дети часто в свободное время играли с конусными игрушками, их  у нас имелось в достаточном количестве, герои сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «»Теремок». К ним были изготовлены атрибуты –деревья, домики.

Так же в течении года велась работа с родителями. Среди родителей было проведено анкетирование«Театр и дети». Тем самым мы проверили возможности и знания родителей о мире тетра. Привлекали их к организации и созданию предметно-развивающей среды «Волшебный мир театра».

Родители получали  наглядную информацию в виде папки - передвижки - «Театрализованная деятельность дошкольников», «Дети и театр» и т.д. Проводились индивидуальные беседы о пользе театрализованных игр для развития речи ребенка.

Родителями были сделаны маски и костюмы для участия в театральной весне, которая проводилась в детском саду. Дети совместно с воспитателем изготовили афишу о предстоящем спектакле.  Маленькими артистами была показана сказка В.Сутеева «Под грибом».  Каждый ребенок показал свое мастерство и умение. И артисты, и зрители получили положительные эмоции от просмотренного спектакля.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу.

 С его помощью, без лишнего напряжения, ребенок намного быстрее  раскрывается и совершенствует свою речь.

D:\ТЕАТРФОТОДЕТИ\ФОТКИ СКАЗКАПОД ГРИБОМ\IMG_7354.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для педагогов о значимости театрализованной деятельности в развитии речи детей....

Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"

Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...

Роль театрализованной деятельности на развитие речи детей (из опыта работы)

материал будет полезен воспитателям.(из опыта работы)...

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию. Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей

Основная трудность в работе с детьми 3 -4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения .Как через театрализованную деятельность научить ребенка самовыражаться? Я нашла выход...