Роль театрализованной деятельности на развитие речи детей (из опыта работы)
методическая разработка (старшая группа)

Бредихина Ольга Семеновна

материал будет полезен воспитателям.(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности в  развитии  речи детей.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Целью нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогумонологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Также они дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Для театрализованной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. Для этого у нас в группе создан центр театрализованной деятельности. Расположен он на полках, в старшей группе у нас в закрытых коробках находятся разные виды театров, подобранные в соответствии с возрастом. Настольный театр по сказкам  «Кот в сапогах»«Гуси-лебеди»;«Колобок,» «Теремок», «Репка», пальчиковый театр по сказкамтеатр на ложках. Формирует интерес к театральным играм и наличие костюмов, атрибутов, масок ,шапочек. В центре имеется также стационарная ширма и 1 переносная.

Свою работу по ознакомлению детей с театром я начала с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм. Предлагала детям просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Большая роль в развитии речи дошкольника имеет пальчиковый театр. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Далее с детьми мы осваивали разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театртеатр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театртеатр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, стала включать детей в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей",» А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".). Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Затем перешли к играм- драматизациям хорошо знакомых сказок «Теремок»«Колобок» »«Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка»; «Лисичка- сестричка и волк». Драматизация этих сказок с большим количеством персонажей способствует развитию диалогической речи. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Для развития диалогической речи в старшей группе предлагала детям чтение художественной литературы .Например: рассказ К. Д. Ушинского "Лиса Патрикеевна", сказку "Лиса и козел" и стихотворение С. Маршака "Еж и лиса". Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности дальнейшей драматизации по сюжету. После чтения произведений детям задавала вопросы: Как описывается лиса в рассказе? Какая она в сказке (стихотворении? Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла? Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал? В дальнейшем проводим инсценировку сказки по ролям.

С целью развития монологической речи в совместной деятельности с дошкольниками провожу игровые ситуации, в которые вводится персонаж, не знающий, как появляются или получаются сказки. Задача детей рассказать, как сказка может начинаться и заканчиваться. В ходе беседы обращается внимание на то, что в сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний используются готовые ситуации: я буду рассказывать свою сказку, а ты показывай ее. Ребенок внимательно слушает и расставляет фигурки героев на фланелеграфе или столе. На втором этапе рассказывания этой сказки, ребенок участвует в рассказывании, дополняя «забытые или пропущенные» слова и фразы воспитателя. На третьем этапе можно обыграть какую либо ситуацию, предварительно обсудив ее. В качестве усложнения каждому ребенку предлагается набор игрушек или фигурок для фланелеграфа, с помощью которых можно придумать свою

сказку. Постепенно дети переносят игровые ситуации из совместной в самостоятельную деятельность, расширяется сюжет, вводятся новые герои. Дети придумывают и обыгрывают ситуации друг перед другом.

За счет театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивные  взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. К постановкам спектаклей, привлекаем и родителей, даём домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.

Для решения поставленных задач привлекаю и родителей воспитанников.

Для родителей размещаем консультации, буклеты, рекомендации«Домашний кукольный театр»«Расскажи детям сказку».

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе родители принимали участие в изготовлении кукол и декораций.

Участвовали в совместных постановках и инсценировках.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых стало возможным построение связных высказыванийразвивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Список использованной литературы:

1. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

2. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А. В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

3. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н. А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

4. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О. С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для педагогов о значимости театрализованной деятельности в развитии речи детей....

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для воспитателей  о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" (из опыта работы)

 Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со с...

Отчет(Из опыта работы) "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"

Как театральная деятельность может помочь  повысить уровень речи детей....