Главные вкладки

    Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
    консультация по логопедии (старшая группа) по теме

    Шабалина Светлана Анатольевна

    В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizovannaya_deyatelnost_i_rech.docx17.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

    К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

     Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

    Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность (далее - ТД)- это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением,  движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. ТД стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

    Исследование Г.А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.»[3]. Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.).

    Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

    В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объёму литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

    Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) и развивают исполнительское творчестве (музыкально-речевое, двигательное). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребёнку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

    В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

     Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

     Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.

      

    Литература:

    1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры. Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.

    2.Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова.-М.: Просвещение, 2004.

    3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

    5. Шулика Е., Шинкарёва М., Потапова И., Закутина Л. Развитие выразительности речи //Дошкольное воспитание №8, 2006.стр.13-17.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

    Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

    Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

    Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

    Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

    Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...

    "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёма...

    Отчет(Из опыта работы) "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Как театральная деятельность может помочь  повысить уровень речи детей....

    Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи ребенка и позволяет решать многие педагогмческие задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка....