Доклад из опыта работы на тему: «Обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов»
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Цаплина Ю.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РОСИНКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад из опыта работы

на тему:

 

 

 

«Обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

МБДОУ №20 «Росинка»

Цаплина Ю.А.

 

 

 

 

Моршанск,

2018г

         Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет.

Актуальность. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

«Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать – и пойму»
                                                    (Китайская пословица)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 

Сенсорное развитие способствует развитию функций анализаторов и формирование восприятия предметов.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Именно на сенсорное развитие сосредоточили свое внимание, отечественны и зарубежные ученые. Именно ранний возраст большинством исследователей считают наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Так как сенсорное развитие имеет огромное значение ребенка на определенном этапе его развития. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка. Поэтому очень важно проводить работу по всестороннему развитию ребенка с первых дней жизни.

Работе в детском саду с детьми раннего возраста, я уделяю значительное внимание проблеме сенсорного развития. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей среды. При оформлении развивающей среды подбираю красочные пособия, игрушки, произведения художественной литературы, ярко и весело оформляется групповая комната, где дети проводят большую часть времени.

В своей работе я использую  много разных игр и методик по сенсорному воспитанию детей. Руководствуясь идеей развивающего обучения, надо стремиться ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а чуть забегать вперед, что бы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

В НОД использую разнообразные обучающие методы (пояснение, показ, образец, игры, хоровые и индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка. Использование разнообразного демонстрационного материала усиливает интерес, помогает поддерживать интерес, внимание и активность детей.

 

Я хочу  поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 1,5-3 лет, которые я использую в детском саду.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.

 К традиционным относятся,  такие игры:

  • Большие и маленькие пирамидки;
  • Различные вкладыши и втулки;
  • Стаканчики -  вкладыши;
  • Кубики по основным цветам;
  • Домики с прорезями;
  • Различные кубы и шары с прорезями;
  • Лабиринты;

Наши пособия можно сделать самим, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей

Игры, сделанные своими руками:

  • Вязанные коврики. Цель: учить детей обращать внимание на цвет ковриков; развивать внимательность; закрепить понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Развивающие игры по сенсорике, где  так же представлены различные виды застежек – липучки, кнопки, шнуровка для  формировать мелкой моторики рук.
  • Шарики для моделирования. Такие радужные шарики развивают мелкую моторику, тактильное восприятие, закрепляются названия цветов и оттенков, можно использовать для снятия психологического напряжения. Я в своей работе с их помощью закрепляю приёмы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прощипывание и др. И ручки чистые, и настроение поднимается от ярких шариков.
  • Мягкие палочки, где так же развиваем моторику рук, изучаем понятия размеров - длинный и короткий.
  • Игры из серии «Застегни пуговицы» Эти игры помогают развивать пальчики ребенка - силу, ловкость, координацию движений кистей рук.;
  • Сухой бассейн – из пробок  и киндер сюрпризов; Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
  • Игры с прищепками. Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
  • Дидактическая игра "Найди свой цветок" - различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений.
  • Дидактическая игра «Наряди солнышко»;

 

В своей работе я  также использую  много разных игр  с использованием ИКТ технологий

 

Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для родителей проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, конкурсы.

 Подготовлены консультации для родителей по темам:

«Сенсорное воспитание детей в детском саду»;

«Восприятия красоты через окружающий мир»;

В результате работы дети приобретают сенсорный опыт восприятия и выделение таких важных свойств предметов, как цвет, форма, величина; расширяется кругозор в цветовой деятельности, появляется желание передавать разнообразие цвета, формы, величины во всех видах деятельности. Работа с бросовым и природным материалом (губки, ткань, пуговицы, прищепки, крупы) способствуют развитию мелкой моторики пальцев, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамках раннего возраста.

Профессор Н. М. Щелованов – называл ранний возраст «Золотой порой» - сенсорного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РОСИНКА»

Доклад из опыта работы

на тему:

«Обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ №20 «Росинка»

Цаплина Ю.А.

Моршанск,

2018г

        Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет.

Актуальность. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

«Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать – и пойму»
                                                   (Китайская пословица)
 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 

Сенсорное развитие способствует развитию функций анализаторов и формирование восприятия предметов.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Именно на сенсорное развитие сосредоточили свое внимание, отечественны и зарубежные ученые. Именно ранний возраст большинством исследователей считают наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Так как сенсорное развитие имеет огромное значение ребенка на определенном этапе его развития. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка. Поэтому очень важно проводить работу по всестороннему развитию ребенка с первых дней жизни.

Работе в детском саду с детьми раннего возраста, я уделяю значительное внимание проблеме сенсорного развития. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей среды. При оформлении развивающей среды подбираю красочные пособия, игрушки, произведения художественной литературы, ярко и весело оформляется групповая комната, где дети проводят большую часть времени.

В своей работе я использую  много разных игр и методик по сенсорному воспитанию детей. Руководствуясь идеей развивающего обучения, надо стремиться ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а чуть забегать вперед, что бы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

В НОД использую разнообразные обучающие методы (пояснение, показ, образец, игры, хоровые и индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка. Использование разнообразного демонстрационного материала усиливает интерес, помогает поддерживать интерес, внимание и активность детей.

Я хочу  поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 1,5-3 лет, которые я использую в детском саду.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.

 К традиционным относятся,  такие игры:

  • Большие и маленькие пирамидки;
  • Различные вкладыши и втулки;
  • Стаканчики -  вкладыши;
  • Кубики по основным цветам;
  • Домики с прорезями;
  • Различные кубы и шары с прорезями;
  • Лабиринты;

Наши пособия можно сделать самим, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей

Игры, сделанные своими руками:

  • Вязанные коврики. Цель: учить детей обращать внимание на цвет ковриков; развивать внимательность; закрепить понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Развивающие игры по сенсорике, где  так же представлены различные виды застежек – липучки, кнопки, шнуровка для  формировать мелкой моторики рук.
  • Шарики для моделирования. Такие радужные шарики развивают мелкую моторику, тактильное восприятие, закрепляются названия цветов и оттенков, можно использовать для снятия психологического напряжения. Я в своей работе с их помощью закрепляю приёмы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прощипывание и др. И ручки чистые, и настроение поднимается от ярких шариков.
  • Мягкие палочки, где так же развиваем моторику рук, изучаем понятия размеров - длинный и короткий.
  • Игры из серии «Застегни пуговицы» Эти игры помогают развивать пальчики ребенка - силу, ловкость, координацию движений кистей рук.;
  • Сухой бассейн – из пробок  и киндер сюрпризов; Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
  • Игры с прищепками. Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
  • Дидактическая игра "Найди свой цветок" - различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений.
  • Дидактическая игра «Наряди солнышко»;

В своей работе я  также использую  много разных игр  с использованием ИКТ технологий

Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для родителей проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, конкурсы.

 Подготовлены консультации для родителей по темам:

«Сенсорное воспитание детей в детском саду»;

«Восприятия красоты через окружающий мир»;

В результате работы дети приобретают сенсорный опыт восприятия и выделение таких важных свойств предметов, как цвет, форма, величина; расширяется кругозор в цветовой деятельности, появляется желание передавать разнообразие цвета, формы, величины во всех видах деятельности. Работа с бросовым и природным материалом (губки, ткань, пуговицы, прищепки, крупы) способствуют развитию мелкой моторики пальцев, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамках раннего возраста.

Профессор Н. М. Щелованов – называл ранний возраст «Золотой порой» - сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...

Доклад из опыта работы на тему: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».

Доклад из опыта работы на тему:«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста»....

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»...

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"...